В Советском районе идет изматывающий конфликт между перевозчиками,
в котором пока уверенно побеждают только их клиенты
СПЕЦИФИКА Советского района в том, что это самая большая по площади территория Новосибирска: она занимает почти 90 кв. км. А еще это единственный в городе район, расположенный на обоих берегах Оби. Зато людей здесь не так уж и много: согласно статистике, чуть более 140 тыс. человек.
С учетом всего этого, а также удаленности района от центра города, одной из важнейших проблем здесь является транспортная доступность. Конечно, часть жителей, включая некоторых обеспеченных, ездят в город на электричке, что, на самом деле, наиболее прогрессивная модель поведения. (Про любителей личных автомобилей и пробок в этой статье речи нет.)
Большая же часть граждан пользуется услугами общественного транспорта, в том числе от частных перевозчиков. Именно поэтому конфликт между двумя предпринимателями из этой сферы является социально значимым фактом.
Речь об Эдуарде Остапенко (компания «Пежо Сервис», маршрутки №№ 5, 6, 7 и 43) и Михаиле Большове («Демос-С» и «ЛОТиОС» маршрутки № 20, 55 и 62).
Эдуард Остапенко известность получил в 2015 году благодаря задержанию и аресту бывшего руководителя Центра управления городским автоэлектротранспортом Новосибирска Арама Суваряна. Чиновника осудили за то, что он за 2 млн рублей предлагал помочь Остапенко победить в конкурсе на маршрут (это покушение на взятку, ч. 3 ст. 30 и ч. 6 ст. 290 УК РФ). Суваряна приговорили к 8 годам колонии строгого режима и штрафу в 10 млн рублей, а перевозчик в этом процессе выступал потерпевшим.
Михаил Большов тоже известен новосибирцам, но, скорее, не как перевозчик, а из-за политической деятельности. Когда в 2016 году он шел в Госдуму по спискам «Единой России», на вдоль дорог стояли биллборды с его портретом.
Конфликт начался в 2015 году. Тогда мэрия Новосибирска расторгла договор со структурой Большова на обслуживание маршрута от ОбьГЭСа до метро «Студенческая», после чего на маршрут вышли микроавтобусы Эдуарда Остапенко. Михаил Большов не сдался и в 2016 году через арбитраж вернул маршрут себе. А в 2018 году подал иск о признании недействительным конкурса на другой маршрут Остапенко. И выиграл суд (пока там дорабатывает ООО «Пежо Сервис»).
В 2019 году спор хозяйствующих субъектов из залов суда переместился на дороги ОбьГЭСа (левый берег Советского района). Этому предшествовало возобновление работы маршрутных такси № 20: с февраля они работают по новой схеме движения (ул. Арбузова — СТЦ «Мега»). Теперь сотрудники фирм Большова везут людей из Щ до «Меги» через ОбьГЭС, пересекаясь с остапенковскими маршрутками № 43 и № 5. При этом стоимость проезда у Большова на 5 рублей ниже, чем у Остапенко.
С учетом того, что количество жителей, то есть пассажиров, является некоторой константой, появление новой маршрутки привело к перераспределению одних и тех же денежных средств между перевозчиками. Если говорить проще — что хорошо пассажирам, то плохо водителям маршруток.
В результате ситуация накалилась. 10 февраля на ОбьГЭСе произошла драка. На остановке «Улица Часовая» двое мужчин из «пятерки» избили коллегу из «двадцатки». Михаил Большов через СМИ пригрозил хулиганам полицией. А в Международный женский день, 8 марта, на ОбьГЭСе столбы у остановок украсили листовки, в которых водителей Большова поздравили с 8 марта и назвали коротким словом, обозначающим девушек с низкой социальной ответственностью. Михаил Большов обвинил в этих неприятностях конкурентов, но имен называть не стал.
Новый виток спора хозяйствующих субъектов внес свежую струю в жизнь простых жителей Советского района, уже слегка подуставших от обсуждения планов по «Академгородку 2.0». Хотя, возможно, и зря, ведь не исключено, что после перезагрузки самого научного района города все, а не только перевозчики, будут жить в мире и согласии. Если, конечно, сфера частного общественного транспорта после столь изнурительного конкурентного противостояния не прекратит существование как экономически нецелесообразный и опасный бизнес.
Ерлан БАЙЖАНОВ, специально для «Новой Сибири»