Новосибирская практика лишения переселенцев средств материнского капитала может распространиться по всей России
ДЕВЯТНАДЦАТИ мамочкам из Казахстана и одной из Таджикистана, переехавшим в Новосибирск по программе переселения соотечественников, возможно, придется вернуть сертификаты на материнский капитал. Ну, или просто их выкинуть. Потому что сегодня в суде рассматриваются иски прокуратуры об их аннулировании.
В августе прокуратура Первомайского района проверила соблюдение Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и пришла к выводу, что районное управление Пенсионного фонда понавыдавало сертификатов с нарушением требований закона. После этого в суде появилось 20 исков об их аннулировании и об исключении 20 новоявленных россиянок из федерального регистра лиц, имеющих права на дополнительную господдержку. Четыре иска уже рассмотрены, решение по одному вступило в законную силу. В соответствии с ним сертификат на имя Натальи Фроловой аннулирован, а бюджет ее семьи недосчитается 453026 рублей.
Начальник управления областной прокуратуры по надзору за соблюдением федерального законодательства Наталья Авдеева поясняет: «Для определения круга лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, юридическое значение имеет наличие гражданства России», которого в этих двадцати случаях в момент рождения не было ни у ребенка, ни у его матери. А замуправляющего отделением Пенсионного фонда России Людмила Якушенко, ссылаясь на разъяснения Минтруда РФ, в интервью телепрограмме «Прецедент» заявила, что для получения господдержки не важно, приобретено гражданство по рождению или по любому другому основанию.
Так принципиально столкнулись две твердые позиции двух государственных органов в Первомайском районе Новосибирска. И все бы ничего, если бы чиновники спорили тихонечко где-то в сторонке, но ведь в качестве ответчиков по искам прокуратуры привлекаются сами мамаши. Поэтому и выглядят выносимые судами решения довольно абсурдно.
Например, решение судьи Галины Демидович предписывает удовлетворить иск прокурора и признать уроженку Усть-Каменогорска Оксану Вольнову «не приобретшей права на дополнительные меры государственной поддержки». И аннулировать ее сертификат на материнский капитал. Как все это может исполнить женщина, которая оказалась виновата лишь в том, что ее второй ребенок — дочка Настя — родился в 2015 году, уже после распада СССР, но еще до переезда мамы в Россию? Тем более что подать заявку на господдержку ей предложили в УФМС при регистрации статуса временного проживания, а в Пенсионном фонде проконсультировали, как правильно оформить документы.
Саму же себя Оксана теперь винит лишь в том, что сертификат, полученный в марте 16-го, не использовала сразу же, ведь уже потраченные средства с таких же, как она, никто взыскивать пока не собирается. «Мы живем сейчас в 18-метровой студии вчетвером. Если бы взяли ипотеку, можно было использовать маткапитал сразу же, — рассказывает Оксана Вольнова. — Но мы не хотели ипотеку. Хотели подождать немного и расшириться через обмен».
ИСТОРИЯ Юлии Сертаковой выглядит даже более обидной. Она еще в июле получила от Пенсионного фонда уведомление о возможности инвестировать маткапитал в приобретение квартиры, а в августе, после решения первой инстанции об аннулировании сертификата, сделку о приобретении жилья в ипотеку пришлось остановить. 30 ноября ее жалобу на вердикт Первомайского суда рассматривала апелляционная инстанция облсуда и оставила его без изменений.
Вынесение решений по остальным «антиматеринским» искам судьи пока откладывают. Например, разбираясь с историей Марины Найн, судья Первомайского суда Евгений Косарев, вместо того чтобы вынести решение под копирку с предыдущими, сослался на необходимость заслушать мужа матери и отложил эту встречу до 21 декабря. На вторую декаду декабря по разным причинам перенесены и остальные разбирательства. А мамаши тем временем планируют со своим вопросом прорваться на большую пресс-конференцию Владимира Путина, анонсированную на 14 декабря. Что вполне уместно, ведь вся эта история разворачивается на фоне обострения демографических проблем и изобретения новых мер по исправлению ситуации. На минувшей неделе президент, например, предложил модифицировать программу материнского капитала и продлить ее до 2021 года.
Правительство области в вопрос уже тоже вникает. Правда, пока врио министра социального развития Новосибирской области Ярослав Фролов говорит, что о казусе с маткапиталом узнал только что и комментировать его еще не готов.
Но областная прокуратура тем временем уже доводит информацию о складывающейся практике до прокуратур других районов и городов региона. Уже есть первые известия об аналогичных исках в Ленинском и Калининском судах, и количество решений скоро может вырасти на порядки. Ведь только в 2016 году в Новосибирскую область по программе переселения соотечественников переехало 7,5 тысячи граждан. А есть еще и другие регионы, где таких историй тоже выявится немало. Тогда, возможно, мы и узнаем точно, сколько наших сограждан стало участниками масштабного розыгрыша с маткапиталом. Очень напоминающего, кстати, сцену из старого советского фильма «Сережа», в которой взрослый мужчина ради шутки угощает мальчика сложенным в виде конфетки фантиком. «Дядя Петя, ты дурак?» — говорит ему главный герой. Сегодня эта крылатая фраза снова становится актуальной.
Константин КАНТЕРОВ, «Новая Сибирь»