Организатор — никто. Он же — народ

0
8122

Шествие «Бессмертного полка» офлайн в Новосибирске постарались не заметить все, но оно было. 

В ЭТОМ году акция «Бессмертный полк», как и все мероприятия, посвященные Дню Победы, ушла в онлайновое подполье. В Новосибирске, как и по всей России, на медиаэкранах демонстрировали фотографии и информацию о ветеранах войны. Проводились онлайн-мероприятия и на официальном сайте движения moypolk.ru.

Но три десятка новосибирцев, в основном пожилых людей, утром 9 Мая устроили-таки шествие «Бессмертного полка» на площади Ленина. Участники скандировали: «Мы — народ-победитель!» и пели «Катюшу».

Полиция сопровождала колонну, но не вмешивалась. Наблюдатели отмечали, что блюстители порядка отнеслись к действу «благосклонно» и даже «снисходительно». И это — несмотря на то что многие из участников шествия были без масок.

Реакция в соцсетях на это событие была предсказуемой — от возмущения до восхищения. Вот два самых радикальных отзыва в паблике АСТ-54, где впервые и появилась информация о нарушителях режима. Возмущенный: «Сборище среднестатистических теток-активисток, которые и на дачу, и на парад без какой-либо осознанности, но с полным чувством выполненного долга». Восхищенный: «Такие смелые люди и войну выиграли, чтобы потомки с фото по квартире ходили и песни втихушку пели. Молодцы!»

Если забыть про несколько нарушенных статей КоАП, останется вопрос: кто это организовал? Губернатор Новосибирской области Андрей Травников 9 Мая возлагал цветы к Вечному огню на Монументе Славы и принял участие в посадке саженцев сирени на набережной Обского моря в рамках всероссийской акции «Сад памяти». Там же (на социальной дистанции, разумеется) сажал сирень и мэр Новосибирска Анатолий Локоть. Мэр еще возложил цветы к бюсту Сталина во дворе обкома КПРФ. Легальность этих мероприятий вне подозрений — не будет же власть сама себе что-то запрещать. В несанкционированном шествии она участия не принимала.

Может быть, «Бессмертный полк» офлайн организовали радикалы? Самые радикальные из них состоят в Российской коммунистической рабочей партии. Но они ограничились видеообращением своего руководителя Сергея Крупенько на фоне Монумента Славы. На вопрос «Новой Сибири»: «Не вы ли организовали шествие?» в обкоме РКРП ответили однозначно: «Нет, не мы. И не знаем кто».

Вполне ожидаемый ответ мы получили от координатора «Бессмертного полка» в Новосибирске Ирины Рудковской: «Я не могу это комментировать. Мы к этому отношения не имеем».

В региональном оперштабе по коронавирусу шествие вообще не заметили. Мэр Новосибирска Анатолий Локоть на оперативном совещании в региональном правительстве также сообщил, что на майских праздниках новосибирцы были дисциплинированны и режим самоизоляции не нарушали.

Может, что-то знают в региональном ГУ МВД, сотрудники которого, как мы помним, сопровождали прорвавших режим самоизоляции?

Но на вопрос «Новой Сибири» в пресс-службе ведомства ответили вопросом: «А разве было несанкционированное шествие?» и посоветовали обратиться с официальным запросом к начальнику ГУ МВД Юрию Стерликову — он хоть и заявил о своей отставке, все еще возглавляет управление.

В ПРИНЦИПЕ, такую конспирацию можно понять. Если бы полицейские распознали в шествии несанкционированное мероприятие, пришлось бы крутить руки участникам, а у кого на такое рука поднимется? Даже если бы ранее из Новосибирской области не прогремел скандал с распоряжениями бывшей начальницы участковых «вязать всех», резонанс от таких действий вышел бы неприятный. Вон в Москве группа коммунистов во главе с депутатом Госдумы и персеком МГК КПРФ Валерием Рашкиным попыталась пронести по центру города копию Знамени Победы, а силовики их задержали. Так там такое началось… В общем, в итоге коммунисты по полной программе прошлись по режиму, с которым, по их мнению, «происходит откровенная фашизация» (цитата из заявления МГК КПРФ). Так что лучше уж «снисходительно и благосклонно», как у нас в Новосибирске.

И все же: кто организовал шествие? Удивительно, но вырисовывается такая картина. Несколько человек, возможно, не читающих новостей и не включающих телевизор, по привычке пришли 9 Мая на центральную площадь города со штендерами. Увидели, что не одиноки, скучковались и прошли стихийной колонной. То есть организатор — никто. Он же — народ.

Между прочим, аналогичные шествия, правда, еще более малочисленные, прошли и в других городах России — Ставрополе, Краснодаре. Но для Новосибирска это особенно символично. Наш город часто становился родиной неформальных инициатив. Здесь родились и «Тотальный диктант», и «Монстрация». (Кстати, акцию по добровольной проверке грамотности в этом году из-за коронавируса перенесли, а вот шествие молодежи с абсурдистскими лозунгами все же состоялось: на него в пять часов утра вышел один человек в медицинской маске с плакатом «Где все?»)

Первое шествие «Бессмертного полка» тоже прошло у нас — еще в 1965 году. Правда, тогда оно так не называлось и получило продолжение только спустя почти полвека.

В 2012 году в Томске «Бессмертный полк» возник именно как народная инициатива. Она исходила от топ-менеджеров Томской медиагруппы (наиболее известный ее проект — телекомпания ТВ2, сегодня в эфире отсутствующая) и сразу собрала шесть тысяч участников. Уже на следующий год «Бессмертный полк» стал обладателем национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный лучник».

Характерно, что на сибирском конкурсе инициатива была отмечена, но в победители не прошла. Профессиональные пиарщики, составлявшие жюри, цинично спросили у авторов: если это проект, как им управлять? Ответа не было. Они даже удивились: а зачем? Это же народный проект!

Поначалу акция вызвала настороженность у властей — у нас же обычно все хорошее должно идти сверху. Были, конечно, и попытки взять дело под опеку партийных деятелей, но они не прижились. Однако в итоге «Бессмертный полк» стал своеобразным «народно-государственным партнерством» со всеми возможными плюсами и минусами сверхмассового движения.

В нынешнем году «Бессмертный полк» наверняка собрал бы рекордное количество участников (они ставились каждый год, потому что популярность акции росла), если бы не коронавирус. Переход в онлайн порадовал далеко не всех, но большинство смирилось. И можно было бы совсем не заметить тех трех десятков человек на фоне трех миллионов дисциплинированных онлайн-участников. Если бы эти люди своим мужественным (пусть и не всеми одобряемым) поступком не показали: «Бессмертный полк» — это они. А уже все остальные могут иметь к ним отношение, а могут и не иметь.

Алексей САЛЬНИКОВ, «Новая Сибирь»

Фото Густаво ЗЫРЯНОВА (sib.fm)

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.