Великая сибирская река в черте столицы Сибири совершенно бесполезно простоит перегороженной наполовину все лето.
Вопросы о том, зачем поперек Оби построили дамбу, новосибирцев волнуют всерьез. Недавно один решил по ней на квадроцикле проехать с левого берега до острова Отдых — застрял, еле вытащили. Нельзя тут ни ходить, ни ездить, говорят ему и — через прессу — остальным пытливым горожанам. А тогда зачем еще эта дамба?
Побеждает версия о том, что дамба призвана огородить склад песка. На стройплощадке многофункциональной ледовой арены его теперь надо более 350 тысяч кубометров. На стадии проектирования работ решили, что подвозить грузовиками нецелесообразно: дорого, высок ущерб дорогам и пыль по всему городу. Вторым путем могла стать река. Природный сыпучий материал решили свозить баржами и вываливать у песчаной дамбы выше по течению. Дамба необходима, чтобы песок не разнесло по всей акватории.
Поскольку конкурсные процедуры госконтракта на работы по ледовой арене затягивались, бремя создания песчаного гидротехнического сооружения взял на себя город. Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска в ответ на наш запрос пояснил: подведомственное ему МУП «УЗСПТС» защитную перемычку строило на собственные средства, готовясь к завозу песка для собственных же нужд — на стройплощадку станции метро «Спортивная» и на реконструкцию автомобильных дорог к новой ледовой арене (предприятие выступает там застройщиком). Но в этой позиции очевидно только то, что еще более существенные объемы песка придется перелопатить генеральному подрядчику арены.
Его фигура, кстати, не менее загадочна, чем предназначение дамбы в полреки. Во-первых, он был единственным претендентом на госконтракт размером в 5,761 млрд рублей. Во-вторых, название компании в Новосибирске никому ничего не говорит, телефоны, указанные на сайте, не отвечают, а e-mail не работает. Издание «Сводка ЦДЖ» компанию считает ширмой, за которой скрываются интересы Михаила Федяева, совладельца и президента холдинга «Сибирский деловой союз». «Сводка ЦДЖ» пишет, что для олигарха из Кемерова эта великая новосибирская стройка — не самоцель, а пропуск в наш регион, где у него есть другие интересы.
Так или иначе, но Тайга.инфо понаблюдала за акваторией Оби и заметила, что ни одна баржа с песком к подводному складу пока так и не подъехала. Издание поясняет: поскольку засыпка и уплотнение грунта для строительства новой ледовой арены могут идти только в теплое время года, почти три месяца которого уже позади, стройка может встать до весны.
Для стройки песок в любом случае нужен. Чтобы строителям не пришлось скучать на площадке всю зиму, необходимо как минимум 80 тысяч кубометров, а такой объем ведрами тоже не наносишь. Машинами плохо, баржами поздно. Есть третий вариант: брать песок прямо из реки и методом гидронамыва подавать прямо на площадку (перемычка пригодилась бы, без нее подводный карьер эксплуатировать нельзя). Такое решение было бы самым эффективным, но для него надо оформлять документы на карьер, чего в нынешний строительный сезон сделать уже не успеет никто.
Тайга.инфо, ссылаясь на источники в правительстве региона, пишет: возможности по организации карьера рядом со стройкой и по доставке песка по реке «были последовательно упущены».
Не исключено, что об этом же думают и другие чиновники, но, когда «Новая Сибирь» задавала им эти вопросы, они от ответа уходили. Не успели за почти неделю подтвердить или опровергнуть наши сведения о запоздалой заявке на карьер в Министерстве природных ресурсов региона. Категорично отказались от комментариев в Верхне-Обском филиале «Главрыбвода» (а мы просто хотели спросить, какова сумма ущерба обским рыбам, оплаченная устроителями дамбы).
В общем, поэтому никто у нас так и не знает, что за дамба и зачем. Ну, хоть и в самом деле на квадроциклах по ней гоняй иди.
Виктор ПОЛЕВАНОВ, «Новая Сибирь»