Расслабьтесь, вас не считают

0
6439

Радикальная реформа учета жителей частного сектора прошла незаметно для самих жителей и не в пользу загруженности судов.

Рисунок Сергея Мосиенко

Простые частные домовладельцы с весны оказались в новой учетно-справочной парадигме. Привычные схемы получения справок о прописанных в их жилье людях больше не работают. Но информация об этом по-прежнему требуется, когда нужно оформить наследство, продать дом или получить кредит под него. Чиновники понимают, что система недоделана, но рассчитывают, что все неурядицы можно будет решать в судебном порядке.

Собеседникам «Новой Сибири», столкнувшимся с новой реальностью, удавалось решать проблему непротокольными способами. Например, Вера Ивановна, недавно продавшая свой дом в пригороде, просто буквально слезами уговорила представителей государственного миграционного ведомства поставить печать — иначе пропадала сделка.

В июле женщина сдала в МФЦ паспорт на перепрописку, в ее домовую книгу тогда даже не заглянули — мол, такой документ теперь не нужен. Но при продаже дома риэлтор потребовал доказать, что в доме никто не прописан. Справки об этом дать не мог уже никто — ни родной сельсовет, ни миграционное ведомство. В итоге миграционные чиновники просто вошли в положение. Но Вера Ивановна справедливо полагает, что таких, как она, — много. «Должна же быть логика, где-то же люди должны такую справку брать. Не понимаю», — сетует Вера Ивановна.

Система регистрационного учета граждан в России поменялась в этом году. Теперь вместо УФМС его ведет Управление по вопросам миграции МВД РФ. Приказом министра утвержден новый административный регламент, в соответствии с которым стали необязательны многие формы справок, в том числе поквартирная карточка и домовая книга.

Эти документы — своего рода «бумажный блокчейн» квартиры и дома, на котором зафиксированы данные всех ее жильцов. Для тех, кого уже нет, указана причина выбытия. Принципиальная разница между ними только в том, что первый ведется в многоквартирном доме и следит за ним паспортист управляющей компании или ТСЖ, а второй — полностью на совести домовладельца. Раньше это была обязанность, теперь — нет.

Обязанности нет, а ситуации, в которых нужна справка, остались. Те, у кого старые домовые книги сохранились, обращаются к местным властям и справку все же получают. А если домовой книги нет? Без нее информацию о прописанных в домовладении людях получить неоткуда. В сельсоветах, муниципалитетах и миграционном управлении базы таких данных, тем более единой, не существует. В одном из районных отделов по вопросам миграции корреспонденту «Новой Сибири» признались, что их адресно-справочная картотека формируется не по адресам, а по фамилиям граждан. То есть в ней можно найти адрес человека, но человека по адресу — нельзя.

Как узнать обо всех прописанных в частном доме? В сельсоветах разводят руками — им теперь прокуратура категорически запрещает делиться такой информацией, это вне полномочий органов самоуправления.

Когда реформа затевалась, в федеральном правительстве рекомендовали региональным властям обеспечить отказ от требования таких справок. В Новосибирской области это выполнили: теперь, например, в региональных нормативно-правовых актах нет требований о предоставлении справок о составе семьи. И ГАУ «МФЦ», соответственно, таких справок не выдает уже с 1 марта этого года.

Но достоверный список проживающих в домовладении требуется чаще, чем это можно себе представить. Например, теперь он нужен для того, чтобы рассчитывать плату за вывоз мусора. Директор компании «Экология-Новосибирск» Лариса Анисимова на наш запрос отвечает, что плату за мусор там насчитывают на основании того, что есть. Есть справка из домовой книги — считают по головам прописанных. Нет — по количеству собственников.

Нашли выход и риэлторы: при заключении сделки они берут с продавца что-то типа расписки о том, что больше в доме никто не прописан. Как бы официальное честное слово. Если вдруг после оформления права на жилье выяснится, что это не так, тайного жителя выпишут по решению суда. Как поделилась руководитель одного из подразделений крупного новосибирского агентства недвижимости, прекращение регистрации посторонних людей происходит за одно судебное заседание, даже в случае прописки несовершеннолетних. Основанием к выписке будет сам факт продажи жилья.

В неформальных беседах и чиновники, и бизнесмены сходятся в одном: вопрос нормативно не урегулирован. Если где-то требуют справку обо всех прописанных, единственный законный путь, о котором говорят и юристы, и риэлторы, и специалисты миграционного ведомства, — качать права и настаивать, что согласно приказу МВД № 984 от 31 декабря 2018 года она не нужна.

Ну а если не проканает — придется идти в суд. Эта инстанция сможет установить количество и состав прописанных и для нотариуса, и для покупателя недвижимости.

Екатерина ИВАНОВА, Константин КАНТЕРОВ, «Новая Сибирь»

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.