Впервые в истории отечественного хоккея экзамены юных хоккеистов новосибирской спортшколы прошли в присутствии прокурора.
Этим летом в новосибирском хоккее случилось небывалое: сугубо спортивный квалификационный отбор впервые проводился под надзором представителя прокуратуры. Случилось это, правда, не в том составе, некоторые из игроков которого входят в списки самых высокооплачиваемых хоккеистов России. Нет, под надзор попали детская спортивная школа «Сибирь» и контрольно-переводные нормативы учащихся. Опытные тренеры утверждают: такого раньше не было никогда.
Сначала «Новой Сибири» о ситуации рассказали родители, по обращениям которых экзаменами заинтересовались правоохранители. А теперь это следует и из официальных протоколов, опубликованных на сайте ГАУ ДО «Спортивная школа по хоккею «Сибирь». Да, в заседании комиссии принимали участие представители прокуратуры и минспорта.
Родители были недовольны: их дети — а речь идет о пацанах 2014 года рождения — стали заложниками конфликта с тренером. Новый наставник 10-летних хоккеистов пришел в феврале, а в мае после переводных экзаменов объявил, что шестеро детей в следующем году учиться уже не будут. Появились жалобы в Министерство культуры и спорта Новосибирской области, районную прокуратуру и в администрацию президента РФ. Там говорилось: их детей стали делить на хороших и плохих, а некоторым прямо сказали, чтобы шли заниматься чем-нибудь другим.
Тревоги возникли не на пустом месте. К 28 действующим ученикам тренер добавил шестерых новеньких, иногородних. И родители поняли это так: своих привел — наших выставит.
Вскоре прокурорская проверка подтвердила, что нормативы для перевода на следующий (второй) год обучения из группы не прошли шестеро. И нашла нарушения в информировании детей о графике экзаменов и их результатах. Ведомство внесло представление, и директор назначил пересдачу на август.
Директор Дмитрий Затонский объявил для всей группы десятилеток повторные экзамены. Правда, «Новой Сибири» он объяснил: это не потому, что факты подтвердились.
«Видите, я при том приеме еще не был директором, я только заступил, и сразу пришли эти письма, — рассказал он. — Пришли родители, которые были недовольны тренером, и я сказал: давайте так сделаем: все сдадут нормативы заново и у всех будут равные шансы. А результаты и мне помогут посмотреть на ребятишек, чтобы понять, кто реально готов в этой школе трудиться. У нас ведь спортивная школа, к нам нельзя просто приходить и кататься в свое удовольствие».
На повторных экзаменах, которые прошли при прокуроре, картина от майской отличилась не сильно: из 34 кандидатов рекомендацию на перевод получили 22, а рекомендацию на зачисление пятеро — все новички, пятый прошел уже по апелляции. При этом из шестерых «майских» отчисленных сохранился лишь один.
«Ничего не поменялось, и нам кажется, что тренер чувствует свою безнаказанность и планирует пристраивать в состав команды новых хоккеистов, а неугодных выдавливать, — рассказывала «Новой Сибири» одна из мам, подписавшихся под жалобами. — И все это вместо того, чтобы заняться обучением тех, кто прошел отбор на законных основаниях и старается учиться».
Что тут сказать: отбор в спорте, ориентированном на достижения, всегда был субъективным делом. Но тогда и спортивная школа была почти элитным клубом. А теперь в отношении к ней доминирует тезис «вам государство платит, а мы его своими налогами финансируем».
Для спорта это совершенно неприемлемый подход. Ну или, по крайней мере, незнакомый. Первая причина в том, что спортивному тренеру всегда приходится верить на слово. Вторая — потому что в спорте никогда не было прозрачности и сейчас не будет. В силу причины первой и в силу того, что так всегда было.
И, с одной стороны, прокурор вряд ли что-то сможет изменить. А с другой — его надзор за новосибирскими экзаменами августа 2024 года уже сам по себе большой сдвиг. Но пока никто не знает точно, в какую сторону.
Константин КАНТЕРОВ, «Новая Сибирь»
Ранее в «Новой Сибири»:
Монумент у новосибирского завода «Сибсельмаш» станет объектом культурного наследия