Вышка — это не приговор

0
8676

У активных граждан получается добиваться переноса вышек сотовой связи, но после изнурительных тяжб переносят их недалеко.

На этой неделе по местной и федеральной прессе прокатилась новость о том, что в Колывани по решению суда разрушена вышка сотовой связи. Хотя формально было все правильно: антенну и базовую станцию МТС в старинном сибирском селе действительно демонтировали — ощущение легкой иллюзии оставалось. Как оказалось, не зря.

В обывательской среде такие новости обычно воспринимают как заботу о здоровье (есть, знаете ли, в обывательском представлении о мобильной связи мнение, что она вредно влияет на здоровье, хотя никто пока этого научно не доказал). Именно с этого началась и история протеста вокруг колыванской антенны ПАО «МТС», построенной на частном участке двух предпринимателей. Они выделили рядом со своим магазином 36 квадратных метров земли, добились смены разрешенного использования и сдали в аренду филиалу национальной компании. Но в суде, куда обратилась соседка магазина и пенсионерка Татьяна Садовая, аргументации о здоровье уже не было. Истец даже отказалась проверять санитарно-эпидемиологическую ситуацию вокруг объекта, зато заявила, что он «нарушает права граждан на культурное наследие». И, кроме сноса вышки, попросила еще компенсацию физических и нравственных страданий (видимо, из-за лишения наследия) в размере 100 тысяч рублей.

В итоге оказалось, что 30-метровое антенно-мачтовое сооружение действительно «возведено с нарушением законодательства в области охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ» — там можно было поднимать антенну на высоту не более трех метров.

Колывань место историческое, тут куда ни плюнь — «зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности № Р-8, а потому лучше не плевать. Но в соцсетях все упростили и решили, что это из-за церкви, что вызвало шквал комментариев. Например, в паблике «Инцидент-Новосибирск» их было более 200. Приводим самые корректные: «Волну перебивала попам»; «Как они будут вызывать «скорую» или МЧС? Судья, наверное, тоже прихожанин этой церкви»; «Предлагаю еще им снести ЛЭП, для аутентичности»; «Бабушки сидят с дисковым телефоном, им эта вышка по барабану», «Сотовой связи теперь нет, зато духовная о-го-го».

Но как обстояло дело в реальности? В июне 2018 года ПАО «МТС» взялось за возведение вышки. Поскольку зонирование участка по кадастру предполагало использование его для размещения объектов связи, а разрешения на строительство при возведении вышек не требуется, шпиль быстро вонзился в небо. А когда начали бузить соседи, МТС обратилась в региональное управление по госохране объектов культурного наследия за согласованием размещения. Управление в ответ раскрыло связистам глаза на культурное наследие Новосибирской области. Письмо было озаглавлено строго: «Предупреждение о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства».

Но вышка к тому моменту уже функционировала, поэтому оператор связи сообщил, что предостерегать поздно и что управление само нарушило закон, не внеся сведения об объекте культурного наследия в ЕГРН в установленном законом порядке.

Суд, однако, поразбирался и выяснил, что еще в 2013 году, то есть за пять лет до описываемых событий, управление Росреестра по Новосибирской области проинформировало коллег из охранного ведомства о внесении этого участка в список охраняемых. А уж искать информацию об этом, посчитал суд, — задача бизнесменов.

В результате вышку демонтировали... и тут же переустановили на другом конце улицы. Говорят, там теперь тоже есть протестующие, но у них такой же, как у Татьяны Садовой, номер вряд ли проканает.

Кстати, хотя базовая станция еще не была пока подключена, корреспондент «Новой Сибири», разбираясь с обстоятельствами истории, прекрасно связывался и с местной администрацией, и с местными приставами, и с местными средствами массовой информации по сотовым номерам, в том числе этого оператора. Зато все были крайне удивлены вниманием региональных и федеральных СМИ. Сегодня в Колывани главная проблема — расчистка улиц от снежных заносов, на что люди хотели бы обратить внимание мировой общественности и региональных властей. А про вышку: «Ну да, слышали, и что?»

Но мы снова про вышку, точнее — про это периодически обостряющееся противостояние обеспокоенных людей с капиталом.

В этом ракурсе вывод из истории можно сделать такой: при борьбе с мобильными операторами гражданам следует обращаться к опытным юристам, а не к личным ощущениям того, что радиоволны вредят их здоровью.

Именно по такому пути пошли дачники СНТ «Вечерний» (по совпадению, тоже расположенного на территории Колыванского сельсовета). И полтора года назад вышка, однажды появившаяся на одном из крайних участков товарищества вместо картошки или огурцов, была снесена.

Этой вышки в СНТ «Вечерний» уже нет.

Ирина Царева и ее сосед, чьи фазенды вплотную примыкали к гудящей своим трансформатором базовой станции, требовали привести участок в первоначальное положение и запретить использовать его не по назначению. Он ведь для садоводства, думали они, а вышка — не растение. По ходу разбирательств в суде выяснилось: участок у такого же дачника под вышку арендовал «Мегафон», но нарушения в этом нет. Специально отправленный на место кадастровый инженер случайно обнаружил еще один косяк: мачта одной ногой вообще вышла за рамки участка и стоит на неразграниченных землях, но и в этом фатального нарушения суд не разглядел. Зато посчитал, что собственник участка и арендодатель мобильного оператора нарушил устав товарищества. Документ запрещает коммерческую деятельность, а он ее вел. Это и стало «достаточным основанием для приведения земельного участка в первоначальное состояние путем демонтажа базовой станции».

А вскоре «Мегафон» поставил вышку неподалеку. Просто в поле.

Алексей САЛЬНИКОВ, Константин КАНТЕРОВ, «Новая Сибирь»

Ранее в «Новой Сибири»:

В Новосибирске снесут построенный вместо школы искусств автоцентр  

 

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.