На выставке, открывшейся в Новосибирском художественном музее, представлены работы Павла Филонова и его учеников из коллекции Русского музея.
В РАМКАХ нацпроекта «Культура» в Новосибирском государственном художественном музее в 2020 году уже прошли выставки «Прекрасное в простом. Русский натюрморт XIX–XXI веков» из коллекции Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачева и выставка «Лицо улицы: зрелищный плакат в городе» из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга.
Павел Филонов — непростой для восприятия художник. Жесткой геометризации форм, приведшей искусство в тупик, он противопоставил необходимость изображать не только предмет, но и невидимые сложные внутренние движения в природе и духовном мире человека. Организм против механизма — так можно определить пафос его позиции. Одним из главных положений разработанного художником аналитического метода стал принцип сделанности, когда организм художественного произведения должен расти, как растет все живое в природе. Такая живопись — не состояние, а процесс, подобный биологическому.
— Его работы рождаются естественным образом — растут, мазок за мазком, накапливая живописную массу. Мы видим, как она изменяется, деформируется, как один цвет переходит в другой, — поясняет старший научный сотрудник Русского музея Людмила Вострецова.
В выставочных залах Новосибирского государственного художественного музея представлены почти все периоды жизни и творчества художника, и это позволяет проследить, как развивалась его идея аналитического искусства. В экспозицию вошли 18 живописных работ мастера и 41 графическая. Еще 48 работ знакомят зрителя с творчеством самых преданных учеников и последователей Филонова — Татьяны Глебовой, Бориса Гурвича, Софьи Закликовской, Павла Кондратьева, Алисы Порет, Всеволода Сулимо-Самуйло и других.