«Архивостроение» это более 50 свидетельств избранных новосибирских проектов в области современного искусства с начала 90-х и самого начала 2000-х — фотографии, афиши, газетные статьи, видео. Опираясь на имеющиеся документы, ЦК19 стремится формулировать историю актуального искусства в регионе. Интересно, что как один из основных трендов этой эпохи демонстрируется творчество литературно-показательной группы ПАН-клуб, действовавшей на поле газеты «Новая Сибирь» и радовавшей публику своими текстами и публичными акциями.
В 2020 году ЦК19 запустил исследовательское направление и в течение трёх лет собирает архивные материалы о развитии художественных процессов в городе (с конца 1980-х годов до наших дней). Этот процесс стал важной частью программной деятельности институции по работе с локальным современным искусством.
Основа коллекции – личные архивы художников, фотографов, публицистов, кураторов и участников событий, досье сибирских авторов последнего советского и первого постсоветского поколений. Систематизированы также архивные материалы галереи «Зелёная пирамида», клуба «Чёрная вдова», No Soap Gallery, Фонда им. Кондратюка, Сибирского центра современного искусства (СЦСИ) и менее известных художественных самоорганизаций.
Избранные документы из коллекции ЦК19 презентуют архивную работу как инструмент создания цельных историй из разрозненных фактов и материалов. Часть архива институции доступна на онлайн-платформе RAAN (Russian Art Archive Network) для исследователей и всех интересующихся современным искусством.
Выставка «Архивостроение» включает в себя свидетельства семи проектов, иллюстрирующих художественную сцену Новосибирска в период с 1992 по 2008 гг.:
Международный фестиваль современного искусства «Перекрёстки» (Crossroads) в Академгородке с участием музыкантов, художников и актёров (1992).
Реабилитационная дуэль между Пушкиным и Дантесом, организованная актёрами театра Афанасьева и новосибирским ПАН-клубом (1994).
«Лента Стёбиуса»: акция галереи «Зелёная пирамида», объединившая хэппенинг с юмористическими транспарантами в центре Новосибирска и поэтические чтения (1995).
Трёхдневное «заточение» двенадцати художников в бомбоубежище, названное «Убежище-вне-времени» (1999).
Синтетический аудиовизуальный эксперимент Pornojazz группы Nuclear Losь и новосибирских видеохудожников (2001).
Большой кураторский проект Константина Скотникова «Парадиз в Новосибирске» (2004).
Обобщающая «Выставка выставок», подводящая итоги работы галерей «Чёрная вдова» и No Soap (2008).
Фото Бориса БАРЫШНИКОВА
Ранее в «Новой Сибири»:
«Образ жизни»: ретроспективная выставка Андрея Курченко в ЦК19