В Новосибирском художественном музее открылась выставка «новооткрытых» картин русских мастеров. Это третья из выставок в Художественном музее, посвященных проблемам атрибуции художественных произведений, организованная научными сотрудниками НГХМ. Первая была связана с установлением личностей, изображенных на портретах, которые, как правило, обозначаются как неизвестные. Вторая наглядно показала, как незнакомые города и местности стали вполне конкретными географическими объектами. Новая посвящена проблеме авторства.
В экспозиции «Атрибуция в музее. Возвращение автора» представлено более 20 работ: «новооткрытые» картины, принадлежащие известным русским живописцам Льву Каменеву, Константину Маковскому, а также графика мастеров, связанных с Сибирью и Новосибирском. Украшением выставки станет полотно «Святая Екатерина Александрийская» флорентийского живописца XVII века Франческо Курради, ранее числившееся за неизвестным художником.
Сотрудники музея проводят большую и кропотливую работу по определению авторства отдельных произведений. Эта касается не только старых полотен, гравюр и рисунков, но и созданных уже в XX веке. Часто наследие художников, попадая в руки равнодушных людей, со временем теряет имя своих создателей. И даже подпись на картине не является гарантией сохранения имени автора.
Так произошло с полотном «Большевистский колхоз готов к севу» 1933 года, которое попало в фонды Новосибирского художественного музея из Новосибирского государственного краеведческого музея в 1990-е годы.
В документах холст значился произведением неизвестного художника, источник поступления не был установлен. Первоначальный стилистический анализ был направлен в сторону творчества молодых художников первых лет советской власти, сменивших авангардные приемы на принципы социалистического реализма, но после реставрации удалось расшифровать плохо читаемую подпись и найти аналогии с творчеством Самуила Адливанкина 1930-х годов.
Ранее в «Новой Сибири»:
Проект «Мастерская художника»: обучающие и развлекательные пространства