Юрий Ащепков: Ave Maria, Регтайм и Забытая скрипка

0
1928

Авторский вечер композитора Юрия Ащепкова состоялся в Камерном зале филармонии 9 ноября под эгидой  «День музыки Сибири». 

ЮРИЙ Евгеньевич Ащепков — ровесник Сибирской композиторской организации, он родился в 1942 году, когда в Новосибирске в эвакуации находились многие видные композиторы России: Свиридов, Блантер, приезжал Шостакович... Жизнь и творчество его неразрывно связаны с Новосибирском — здесь он получил начальное и среднее музыкальное образование, здесь в 1969 году был принят в Сибирскую организацию Союза композиторов России, преподавал в Новосибирской консерватории… Выпускник Гнесинского института по классу Николая Пейко, воспитанник московской композиторской школы, он сохранил ее важнейшие черты: преемственность с музыкальной классикой, прежде всего русской, лиричность и общительность интонации. А обладая бесценным мелодическим даром, сумел привнести его в сочинения самых различных направлений, жанров и форм: более полувека его музыка звучит в концертных залах не только Новосибирска и других российских городов, она исполнялась в США, Франции, Канаде.

В этом году, в конце сентября в Концертном зале имени Чайковского Московской филармонии на вечере, входившем в программу празднования 85-летия Новосибирской области и осенней серии IХ Транссибирского арт-фестиваля, состоялась мировая премьера пьесы Юрия Ащепкова «Забытая скрипка». Выигравшая два композиторских конкурса, она  несет посвящение великому скрипачу Фрицу Крейслеру.

«Мне нравится этот скрипач, изумительно тонкий музыкант, — комментирует  автор. — Сочиняя «Забытую скрипку», я представил себе, что скрипач постарел, уже ушел со сцены и немного позабыл, что был талантлив… Но произведение, тем не менее, мажорное, написано в манере венского вальса, есть один такт цитаты из вальса Крейслера «Радость любви» и в конце даже небольшой джазовый аккорд. Мне хотелось, чтобы произведение было приятно слушать».

Судя по отзывам о премьере, так и произошло. «Забытую скрипку» вывели в свет Филармонический камерный оркестр Новосибирска и Вадим Репин, для которого этот концерт  стал еще и дирижерским дебютом. И вот полтора месяца спустя узнавший столичный успех новоявленный опус смогли услышать  и оценить земляки композитора. На более чем двухчасовом авторском концерте Юрия Ащепкова это был один из интереснейших номеров обширной программы. В исполнении «Забытой скрипки», все еще не желающей забыть романтических порывов и страстей, вновь участвовал филармонический Камерный оркестр, а в качестве солиста выступила концертмейстер коллектива  Юлия Рубина, вполне успешно примерившая на себя фрак знаменитого Фрица Крейслера: виртуоза, романтического героя и мистификатора.

С этой новой пьесой, написанной 80-летним композитором, во втором, оркестровом отделении концерта соседствовали  произведения для фортепиано (в две и четыре руки) и струнных, не раз звучавшие уже в концертных залах, но не утратившие своего обаяния. Регтайм-сюита, к примеру, или нежнейшая Ave Maria (фортепианный дуэт Геннадий Пыстин — Дмитрий Карпов)… К слову, сочинений с этим латинским названием у композитора несколько и для  разных составов. Кроме фортепианных версий, в том числе дуэтной  со струнным оркестром, есть еще и вокальные миниатюры для женского хора. Многие композиции, всегда одухотворенные внутренним светом, возникают как отклик на запрос музыкантов: кому же  сегодня в этом безумном мире достает гармонии, света, тепла? Порой нам так необходимо ощутить и беззаботность, и праздничность... Композитора мало интересует авангард, гораздо привлекательней  для него мелодическая  изобретательность, высокая игра, без которой, собственно, и нет музыки — такой как бы  простой, и такой изысканной.

Он дружен со своими исполнителями, а те с удовольствием поют, играют его музыку. Детский вокальный ансамбль «Апельсинчик» — многолетний друг Юрия Евгеньевича, в его активе — не пара  песен композитора, а целые серии. Одна из них —  песни на стихи Константина Бальмонта, есть и «Песня чайной розы», и «Полька гномиков».

Пианисты нескольких поколений с воодушевлением играют: кто по-настоящему вокальную Арию (Игорь Цыганков), кто необычный оригинальный Вальс на 10/4 (Анатолий Полонский), а то и создают практически джазовую импровизацию на основе знаменитого романса Рубинштейна «Ночь», по-своему услышанного Юрием Ащепковым (Алексей Пыстин). И репертуар Новосибирской  хоровой капеллы невозможно представить без таких хитов, как «Ангел благого молчания» на стихи Валерия Брюсова или «Хрустальные звоны России» на собственный текст автора музыки для двух хоров. Все это — неполное перечисление звучавшего на авторском концерте Юрия Ащепкова, участниками которого стали ведущие коллективы и солисты филармонии (только дирижеров было трое!).

Что ж, будем ждать новых встреч с полной красоты, гармонии, изящества и благородства музыкой Юрия Ащепкова. Композиторская организация Сибири уже готовит следующий авторский концерт — он запланирован на конец января будущего года, и его героиней станет Оксана Сереброва.

Марина ЛОГИНОВА, специально для «Новой Сибири»

Фото с официального сайта Надежды и Юрия Ащепковых

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.