Лучший способ выбраться из межсезонья ‒ выпустить премьеру. Так или примерно так решили в Новосибирском театре кукол и пригласили на постановку режиссера Наташу Слащеву и художника Виктора Клочко. Творческий тандем перечитал сказки Сергея Козлова и вместе с артистами-кукловодами сочиняет спектакль «Про Ежика и Медвежонка», в котором лесные обитатели сумерничают на брёвнышке в день первой летней баночки малинового варенья и понимают, как бесконечно прекрасен этот мир.
Режиссёр из Санкт-Петербурга Наташа Слащёва и художник Виктор Клочко знакомы новосибирским зрителям по необычной интерпретации «Муму». Уже два года на сцене театра кукол идет полный трюков и превращений парафраз знаменитого рассказа Тургенева, а в новом сезоне появится еще и авторское переосмысление философской сказки Сергея Козлова, в чьем арсенале множество пронзительных сюжетов про обитателей леса, но самый известный, конечно же, тот, что увековечил в своем мультфильме Юрий Норштейн. Мультипликатору удалось не просто запустить лошадку в туман, но и научить несколько поколений советских зрителей плыть по течению собственного дао. Говорят, комиссию, принимавшую решение о запуске будущего шедевра, сюжет маленькой сказки размером в страничку не впечатлил. Для людей творческих размер не имеет значения: ведь фантазия создателей спектакля раздвигает границы слова и высекает из привычной буквенной вязи бесконечный поток аллюзий, метафор и сюжетных ответвлений.
Действие сказки «Про Ежика и Медвежонка» происходит в лесу. Локация не хуже прочих. Но в руках и головах художников местонахождение, точка на карте, весь этот пронизанный деревьями биогеоценоз вдруг превращается в начало вселенной, становится структурным элементом мироздания и обретает самодостаточную, буквально животворящую силу. Поэтому декорации и куклы для спектакля изготавливаются из натурального дерева. И даже бревно, которому суждено вписаться в сценографическое решение, оказывается настоящим, весом в 70 кг.
«Всё происходит в лесу, а в лесу растут деревья, — говорит художник-постановщик спектакля Виктор Клочко. — Сама фактура дерева кажется очень располагающей, и мы попытались проложить мост между теми, кто населяет лес, и людьми. Нашли такую душевную параллель: пусть будет дача, ремонт, стройка. Так появились стремянки и доски, которые превращаются в небо и звезды, паллеты, кабельный барабан, который работает у нас солнцем. В этом отражается актуальная тенденция к простоте. Бывает богатый театр с фантастическими декорациями, сложной машинерией и фокусами. А бывает простой театр, театр с выдумкой. Мы тяготеем сейчас к нему. Берем предметы из повседневной жизни и ищем в них другой, дополнительный образ. Медведь, как тумбочка, белка ‒ коробочка, муравей ‒ вообще кубик с гвоздями. В таких образах мало деталей, но каждая к чему-то отсылает. Предельная простота оставляет место для воображения, для дорисовки пространства. Взял предмет и играешь. Эта игра и есть театр».
Лесная история, которая вот-вот родится на сцене Новосибирского театра кукол, начинается с того, что у Ежика и Медвежонка появляется повод устроить самый настоящий праздник ‒ первая баночка малинового варенья, сваренная этим летом. Вот и репетиции спектакля начались с душевных посиделок за столом.
«На первой читке мы собрались, заварили чай, и я начала читать текст вслух, — вспоминает режиссер спектакля Наташа Слащева. — Ребята, как начали хохотать. Я абсолютно не ожидала. Я давно работаю актрисой, но такого успеха, такого хохота, я никогда не слышала в свой адрес. Они реагировали на все заложенные шутки. Это было удивительно и радостно, хотя и накладывало ответственность: мне нельзя оплошать».
Наташа Слащева признается, что вернуться в Новосибирский театр кукол ее заставило не только желание рассказать историю про зыбкость бытия, но и отношения с артистами, которые сложились еще во время работы над первой постановкой.
«Когда мне захотелось еще раз приехать в Новосибирск, я подумала об артистах, о том, что меня сегодня волнует, ‒ и в голове забродило, заварилось. Ребята действительно серьезные профессионалы. Очень лихо работают с куклой. И когда ты даешь им в руки незнакомый объект ‒ не тростевую куклу или перчатку, во взаимодействии с которыми у них уже есть свои на работки, а то, что нужно осваивать прямо здесь и сейчас, ‒ они все делают с азартом, интересом. Им это действительно любопытно. Крутят, вертят, бросаются в любые авантюры без лишних “почему?”, “это тяжело” или “у меня занозы”. Очень смелые. Мне хорошо с ними работать, потому что нет скепсиса, сомнения, сопротивления. Есть доверие и ощущение того, что мне здесь рады», — подчеркивает режиссер спектакля «Про Ежика и Медвежонка».
В маленьком сюжете с большими возможностями много действующих лиц. Помимо заглавного дуэта, день первого варенья отмечают Белка, Заяц, Муравей и Дятел. О каждом артисте, воплощающем свой персонаж, режиссер Наташа Слащева может рассказывать бесконечно. Саша Николаев ‒ большой выдумщик: «Он куклу повернет, перевернет, наизнанку вывернет, тысячу пристроек попробует. Неутомимый и ловкий, а еще увлекается фокусами. У него это прямо в крови. Очень здоровское качество для кукольника».
Андрей Меновщиков ‒ харизматик: «Безумно темпераментный, характерный, выкладывается всегда на 200 процентов». Вера Долгодушева ‒ нежность и лиризм: «Со своими бровками домиком она очень здорово сможет протащить линию Ежика ‒ задумчивого мечтателя, но вместе с тем такого деятельного и тревожного». Яна Трегубова ‒ свет и счастье: «Роскошный человек, который всегда приходит в бодром расположении духа и заряжает всех. Очень ценный человек в команде».
Команда здесь ‒ ключевое слово. Как каждый обитатель сказочного леса занимает во вселенной Козлова свое законное место, так и занятые в спектакле артисты заполняют собой сценический мир, не оставляя лакун и пустот в системе персонажей. «Ребята очень дружны между собой. И во время работы на площадке создается особый флер. Мне как режиссеру очень удобно, приятно и хорошо не тратить время на то, чтобы подружить артистов между собой и настроить каждый инструмент на игру в квартете. Мы не спотыкаемся о раздражение и конфликты. Мы все принимаем друг друга. Нам настолько классно все это сочинять, что мы не просто ставим спектакль. Мы живём и радуемся», — утверждает Наташа Слащева.
Спектакль, премьера которого пройдет 16 августа, рассчитан на зрительскую аудиторию старше шести лет, но создатели спектакля уверены, что сказка «Про Ежика и Медвежонка» будет интересна как детской, так и взрослой аудитории ‒ каждый погрузится в созерцательно-гармонический дзэн на безопасную глубину и достанет со дна свою жемчужину ‒ кто юмор, кто движение сюжета, кто поэзию лета, кто набор константных символов для юных поклонников космогенеза, а кто и полноценный трансперсональный опыт.
«Ежик и Медвежонок собираются посумерничать, — рассказывает режиссер спектакля Наташа Слащева. ‒ Первая баночка варенья этого лета — особый повод собраться на праздник, и всё, казалось бы, уже хорошо. Уже пригласили гостей, но вдруг пропадает брёвнышко, которое, как выясняется, самым абсурдным образом утащил Муравей, принявший его за соломинку».
Из простой житейской ситуации, изящно и смешно сталкивающей лбами созерцателей и созидателей, вырастает если не пышное древо экзистенциальной философии, то дзэн-буддистская концепция уважения и ценности каждого мгновения. «Правда ли мы будем всегда? Что происходит с нами, когда друзья уходят? Все так быстро и мимолётно, и неизвестно, в какой момент может оборваться. Каждая встреча, каждый разговор, каждое мгновение, каждая личность бесценны. Есть лес, есть закат, есть баночка варенья, есть друзья, ‒ все это острые моменты счастья. Курт Воннегут писал о том, что ему в детстве говорил дядя: “Ты не торопись, смотри ‒ сейчас лето, у тебя лимонад в руке. Просто сам себе скажи, а ведь здорово, правда?!” Мне кажется, чтобы быть счастливым, важно себе об этом напоминать. Как хорошо, что мы есть. Как хорошо, что мы есть друг у друга».
(5+)
Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь».
Фото Анастасии НЕУПОКОЕВОЙ и Евгении БУТОРИНОЙ