Студенты Новосибирского театрального института стали участниками Всероссийского молодежного фестиваля «Будущее театральной России», составив компанию 400 учащимся старших и выпускных курсов театральных вузов и колледжей из 14 регионов страны. Молодежный форум проходит ежегодно в Ярославле и представляет собой своеобразную ярмарку талантов: ведь привезенные дипломные спектакли смотрят представители кастинг-агентств, а также художественные руководители, главные режиссеры и директора ведущих российских театров.
Фестиваль «Будущее театральной России» – это уникальная платформа, которая открывает возможность для молодых студентов-актеров не только дебютировать на родине первого русского театра, но и попасть в труппы ведущих театров страны. Ежегодно весной выпускники театральных вузов со всей России показывают свои дипломные спектакли на сценах Ярославля. Придумал форум четырнадцать лет назад Борис Мездрич – легендарный директор, возглавлявший тогда Российский театр драмы имени Ф. Волкова и хорошо знакомый новосибирцам как многолетний руководитель Новосибирского театра оперы и балета докехмановской эпохи. Инициатива нашла поддержку в федеральном министерстве культуры и с тех пор лишь обрастает новым функционалом. Так, начиная с прошлого года, в дни фестиваля ведет работу «Всероссийская актерская биржа». Спектакли, показанные студенческими командами, посещают представители кастинг-агентств и театральных компаний, заинтересованных в пополнении своих актерских трупп. По последним данным, индивидуальное прослушивание на «БТР-2022» прошли 77 студентов, из которых 32 выпускника получили предложения по заключению контрактов.
«БТР» не является конкурсным фестивалем, поэтому лучший спектакль не определяется. Но, несмотря на отсутствие состязательного компонента, молодежный форум имеет свою фирменную награду ‒ статуэтку «Федор» (по имени отца-основателя профессионального театра в России ‒ Федора Волкова), которая вручается в номинациях «Событие фестиваля», «За честь и достоинство» (театральным педагогам за особый вклад в дело подготовки молодых актёров), а также «Лучшая мужская роль» и «Лучшая женская роль».
В этом году «БТР» проходил в Ярославле в 13-й раз. Свои дипломные спектакли на сцене Волковского театра показали выпускники театральных вузов из 14 регионов России. На четырех сценических площадках студенты сыграли 25 спектаклей, которые увидели почти 7,5 тысяч зрителей. Новосибирск был представлен командой Новосибирского государственного театрального института. Студенты 4 курса специализации «Артисты эстрады» (мастерская М.А. Шелевер) показали трагикомедию по пьесе Н. А. Островского «Правда – хорошо, а счастье лучше», а студенты 3 курса специализации «Артист театра драмы» (мастерская П.В. Южакова) приняли участие в организованных в рамках фестиваля мастер-классах.
По словам преподавателя кафедры актерского мастерства НГТИ, художественного руководителя курса Марины Шелевер, зал на спектакле «Правда ‒ хорошо, а счастье лучше» (режиссер ‒ Евгений Арзамасцев) был полон. Все желающие попасть на не самую популярную пьесу Островского в ироничном изложении новосибирских студентов, увы не смогли, хотя даже ступеньки в проходе были заняты зрителями. «Принимали спектакль очень хорошо, — отмечает Марина Андреевна. — Наши артисты, конечно, не сразу побороли волнение, но играли ярко, азартно. Волнение витало в самой атмосфере: первый театр России – священная сцена. Для нашего спектакля была предоставлена малая, не основная сцена, но дух настоящего, величественного русского театра присутствовал во всем ‒ и в архитектуре, и в исторической выставке в фойе, и в гримерках, и в технических возможностях сцены, и во внимательном, доброжелательном отношении всех служб театра к подготовке спектакля, и в удивительных разговорах после спектакля с артистами театра, скромно приютившимися на стульчиках у кулис. Мастера хотели посмотреть, как играют молодые. Девиз фестиваля – бодрящий и обязывающий: “Будь настоящим! Стань будущим!” Но как же к этому трудно прийти в искусстве!».
Приняли участие новосибирские студенты и в самой неформальной и вместе с тем самой трогательной традиции фестиваля «Будущее театральной России»: после своего дебюта в стенах Волковского театра, они сели на сцену и загадали желание. «Здесь происходит поистине уникальное дело ‒ здесь молодежь заряжается витаминами на всю свою будущую жизнь, — рассказал о фестивальном обряде инициации худрук Российского театра драмы имени Ф. Волкова Сергей Пускепалис. — Самый важный и трогательный для нас момент, когда после сыгранного спектакля мы говорим: “Давайте присядем на дорожку”. Ребята садятся на сцене первого русского театра, и у них текут слезы. Эти впечатления остаются с ними на всю жизнь».
Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь».
Фото предоставлено пресс-службой НГТИ