Накануне Дня города Новосибирск разрешил, пожалуй, одну из самых затянувшихся проблем, исподтишка бьющих по имиджу города.
СИМВОЛАМИ Новосибирска, как все знают, традиционно считаются оперный театр и железнодорожный вокзал. В новые времена к ним «пристроилась» часовня на Красном проспекте, в новейшие в узкий круг пытаются прорваться красные дуги Бугринского моста. На фоне такой движухи один из исторических символов — знаменитый «Дом под часами» — так и оставался неприкаянным. Накануне нынешнего Дня города ситуация разрешилась: на нем наконец-то запустили часы.
«Дом под часами» всегда был своеобразным брендом Новосибирска, вот только часы не шли. Особое внимание на него обратили, когда восстановление часового механизма стало одной из идей, за реализацию которой проголосовали «всем миром» в рамках конкурса «125 идей для Новосибирска». В мэрии решили восстановить хронометр к юбилею города. И действительно, 18 июня мэр Анатолий Локоть собственноручно запустил починенный механизм.
Дом был построен в 1934 году архитектором Борисом Гордеевым и является объектом культурного наследия Новосибирска, для архитектуры центра которого характерен конструктивизм: по данным столичного ресурса The Constructivist Project, мы находимся на третьем месте в России по числу сохранившихся памятников этого стиля в архитектуре.
А здание на Красном проспекте, 11 — это вообще единственная постройка так называемого галерейного типа за Уралом. Само здание задумывалось как дом-коммуна, и часы под самой его крышей, по мысли архитектора, должны были олицетворять некий общий позитивный настрой всех жильцов — тогдашний лозунг «Время — вперед!» Поэтому те несколько лет, пока стрелки на квадратном циферблате оставались застывшими, как-то неловко было объяснять иностранцам, специально приезжающим в Новосибирск, чтобы посмотреть на наши необычные здания, почему часы на верхушке этого замечательного дома показывают точное новосибирское время лишь дважды в сутки.
Вообще-то, по чертежам Гордеева застроили чуть ли не полцентра Новосибирска — он участвовал в проектировании знаковых для нашего города зданий: областной администрации, железнодорожного вокзала, театра оперы и балета, стадиона «Динамо». Впервые архитектор попал в наш город подобно многим тогдашним столичным специалистам — в качестве ссыльного: за участие в международной выставке в Нью-Йорке, что было истолковано как попытка измены Родине. Может быть, именно поэтому Андрею Крячкову у нас в городе уже поставили памятник, а имя Гордеева, как и имена нескольких других крупных архитекторов, до сих пор были незаслуженно забыты.
И вот уже следующей осенью в Новосибирске должна выйти книга о жизни и творчестве архитектора-конструктивиста — о Гордееве помог вспомнить его «Дом под часами».
На ремонт знаменитых часов было потрачено около полутора миллионов рублей. Механизм в течение двух месяцев ремонтировали новосибирские часовые мастера Сергей и Евгений Конотопцевы. 84 года назад все детали были изготовлены на заводе «Труд», теперь же механизм пришлось полностью перебирать и чистить, все изношенные детали растачивать и наваривать.
Как говорит руководитель Новосибирского музея конструктивизма Олег Викторович, отремонтированные часы нужно будет заводить раз в неделю, и пока эти функции будут выполнять сами мастера-часовщики. По его словам, от идеи закрыть механизм стеклянным куполом решили отказаться: «Он устроен, с одной стороны, просто, а с другой стороны, вот в этой простоте и кроется вся гениальность мастеров — при соответствующем контроле погодные условия никак не могут ему навредить».
Но если центр Новосибирска сегодня — памятник архитектурного авангарда, то это не значит, что надо обходить стороной не слишком авангардные здания. Многими из таких памятников архитектуры тоже можно гордиться, но вот внимание властей к их плачевному состоянию привлечь удается не всегда: в список «125 идей для Новосибирска» они не вошли, ведь туда можно было вставить лишь 125 идей.
В «тихом центре» на улице Урицкого, 17 стоит один из таких объектов — памятник архитектуры регионального значения — правда, стоит уже не весь.
ПОСТРОИЛ его в 1933 году молодой архитектор Аркадий Ширяев, тоже, как и Гордеев, ссыльный по статье за «террористические намерения». За три года он оставил Новосибирску в наследство здания Управления Западно-Сибирской железной дороги, штаба Сибирского военного округа и вот этот жилой дом на улице Урицкого.
Он простоял вполне благополучно 70 с лишним лет, пока в городе не началась эпоха точечной застройки. К зданию тогда сделали грандиозную «пристройку», которая и до сих пор стоит твердо, а вот целый подъезд исторического памятника пошел трещинами. Теперь треснувшую часть снесли и строят вместо нее новую. Жаль, ко Дню города не закончили. Но, как ни крути, дом на Урицкого вряд ли когда-нибудь сможет стать символом Новосибирска (разве только в качестве символа времен, когда власти не могли контролировать прихоти застройщиков).
Не получить ожидаемого — не так обидно, как что-то потерять, но тоже ничего хорошего. Например, так и не дождались новосибирцы нового сквера, открытие которого им пообещали к 125-летию города в историческом центре Новосибирска — на площади Кондратюка, где на заре городской истории существовал сад «Альгамбра». Группа компаний «Сибирь Девелопмент», занимающаяся строительством многофункционального комплекса и обещавшая совместить в нем несколько архитектурных стилей (ампир, конструктивизм и хай-тек, а также разбить рядом современный тематический городской сквер), с обещаниями не справилась. А то бы вместо потихоньку растущего бетонного скелета ко Дню города был еще один повод порадоваться. Казалось бы, мелочь, но неприятно: новониколаевский сад «Альгамбра» тоже в свое время был одним из знаковых объектов города.
Впрочем, не журналистам решать, что станет символом города, а что нет. Ведь если провести опрос среди жителей Новосибирска, то на эту роль смогут претендовать такие сооружения, которые в прессе особой любовью не пользуются: например, памятники Покрышкину и Александру III Миротворцу и, не исключено, даже «дом Бэтмена», смеяться над которым уже становится немодно, зато народное название укоренилось чуть ли не повсеместно. Такое разновкусие хорошо, особенно в городе, который, несмотря на свои 125, остается молодым, самостоятельным и немного буйным.
Что касается «Дома под часами», то за ним (вернее, за часовым механизмом под его крышей) следить теперь будет «Горсвет». А еще в здании на Красном проспекте, 11 планируют открыть большой музей конструктивизма. По словам заместителя мэра Новосибирска Артема Скатова, курировавшего ремонт часов, Олег Викторович и директор Музея Новосибирска Елена Щукина уже обсудили такую возможность. По оценке Щукиной, на реализацию проекта потребуется не менее пяти миллионов рублей, которые пока нигде не заложены.
Зато каждый любитель архитектуры буквально за копейки сможет теперь прямо у себя в квартире «построить» копию «Дома под часами» в масштабе 1:1000. Наши молодые архитекторы разработали специальные бумажные открытки-макеты нескольких культовых новосибирских зданий, и чтобы получить «Дом под часами», надо всего лишь вырезать 48 деталей, а потом склеить их в соответствии со схемой, очень похожей на ту, что 84 года назад начертил Борис Гордеев.
Петр ГАРМОНЕИСТОВ, «Новая Сибирь»