Четыре апрельских тезиса: Весенние премьеры в новосибирских театрах

0
1047

Весна не спешит заявлять о своих правах на Новосибирск, однако театры города это ничуть не смущает. В апреле на больших и малых сценах, а также в самых неожиданных локациях театральных кулуаров будет жарко ‒ постановочные команды готовят свои премьеры и не жалеют сил на жанровые краски: трагедии, комедии, читакли и даже морские приключения, изложенные языком классического танца. Рассказываем о главных премьерах месяца.

18-20 апреля на большую сцену НОВАТа выйдет новая версия балета «Корсар» в редакции Александра Омара. Спектакль, как обещает пресс-служба театра, выразит почтение мастерству хореографов прошлого, поразит зрителей техническими достижениями современного театра и насытит балет живыми эмоциями: ведь в этой постановке органично соединятся стилистика XIX века и зрелищные технологии XXI столетия. Таким образом «Корсар» планирует стать настоящим блокбастером, который будет интересен не только взрослым, но и молодежи, и попытается сломать стереотип о том, что балет – это нечто скучное, если вдруг такая мысль нет-нет, да и посещала потенциальную целевую аудиторию театра.

Публику ждет путешествие по экзотическим странам, пряные ароматы восточного базара, прелести гарема Сеид-паши, морские приключения и отчаянные схватки пиратов. «В этом ярком балете сплетаются азартные погони, опасные приключения и чувственные дуэты. Невероятной красоты и сложности классический балет смотрится на одном дыхании», — подчеркивают служители НОВАТа.

19 и 20 апреля на большую сцену «Красного факела» выйдут «Ромео и Джульетта». Репертуарная история новосибирского театра насчитывает более дюжины постановок по произведениям Уильяма Шекспира, однако до трагедии, где любовь посмела противостоять вражде добропорядочных веронских семейств, труппа добирается лишь во второй раз. Создателем нового витка хорошо знакомого сюжета станет Марк Букин ‒ это первая работа режиссера, курирующего экспериментальную «Сцену-Молот» в пермском «Театре-Театре».

Один из главных персонажей спектакля ‒ Верона ‒ город, находящийся на грани катастрофы. Здесь не просто Монтекки враждуют с Капулетти, здесь все горожане погрязли в злобе, погрузились в бесконечный конфликт – друг с другом и с самими собой. Каждый выбирает, какую он готов принести в жертву, чтобы поудобнее существовать в раздираемом рознями городе. Но в этой тьме вдруг рождается свет, и история превращается в сюжет о преображении человека и мира любовью. Спектакль задуман как музыкальный. Шекспир зазвучит с удвоенной энергией благодаря монологам, превращенным в рок-арии. Над звуковой канвой бессмертной трагедии о любви среди злобы и бесконечных распрей работают известный театральный композитор Евгения Терёхина и либреттист Наталья Макуни. Музыка будет звучать в живом исполнении, а мысли Ромео и Джульетты ‒ кипеть от неразрешимых вопросов, свойственных молодым людям во все времена.

20 и 21 апреля театр «Глобус» представит новую версию комедии «Горе от ума». За воплощение сюжета, которому в этом году исполняется 200 лет, взялась Ирина Керученко ‒ режиссер, известный новосибирскому зрителю по интерпретациям классических произведений. Линия, протянутая сквозь камерное пространство и большую сцену, кажется логичной: от «Первой любви» Тургенева к «Игроку» Достоевского, а из глубины души человеческой к высшему свету первопрестольной, где под звуки вальса развернется одна из вечных историй любви.

Работая над знаменитой комедией, режиссер настаивает на том, что в контексте глобусовского спектакля постановочной группе важно сохранить оригинальный текст Грибоедова. «Он представляет литературную ценность, остается актуальным, не может быть исчерпан и прочитан с одного-двух подходов. Он перешагивает временные границы и оказывается интересным современным читателям. В нем есть внутренний мир, смысловое пространство, — отмечает Ирина Керученко и выводит из хрестоматийного массива фундаментальную тему женской и мужской любви, их разной природы и парадоксальности. —  Софья любит Чацкого за то, что он уделяет ей время, за общение приятное и обходительное. Она нафантазировала себе Чацкого и наделила его теми качествами, которых у него нет. И это умение нафантазировать и влюбиться в свою фантазию и есть трагическое качество женской природы. Оно разрушает привычные каноны и судьбы Чацкого, Молчалина, Фамусова и самой Софьи. Женщине все равно, когда она любит бескорыстно, богат или беден ее любимый. Софья настаивает на праве, данном Богом, любить того, кто вызвал чувство, а не того, кого нужно папе».

26 апреля Областной театр кукол выпустит первый в своей истории читакль под названием «Былое и дамы». Дата дебюта в новом жанровом формате выбрана не случайно. Литературной основой проекта послужили рассказы Тэффи: в день рождения «печальной насмешницы» и была назначена встреча в театральном буфете ‒ пространство новосибирскими кукольниками прежде использовавшееся исключительно по назначению, но вдруг заигравшее вполне художественными амбициями и с самой приятной стороны представившее актрис театра.

Читакль, как поясняют хозяева кукольного царства, — это не совсем спектакль. Здесь нет декораций, зато имеется прямой разговор артистов и зрителя ‒ на минимальном расстоянии камерного помещения и для узкого круга не более чем в двадцать человек. Насчет декораций ‒ вполне себе тэффиевское кокетство. Атмосфера задана и старинного духа фортепиано с подмигивающими публики свечами и бойким тапером, и изящным круглым столиком об одной ножке, и ширмами, небрежно задрапированными кружевной салфеткой. Одним словом, вполне подходящее место и для едкой писательской иронии, и для нежной печали ее пожульканного лоска героинь, смело размышляющих о любви и измене, трещащей по швам семейной жизни и дамских конфузах, демонических воротничках и неудавшихся кавалерах, которые порой приключаются на пути каждой из нас.

«Мы предлагаем послушать коллаж из рассказов, дневников и воспоминаний Надежды Тэффи, — рассказывает режиссёр читакля «Былое и дамы» Анастасия Неупокоева. — Действие будет проходить под живую музыку, под русские романсы. Концерты и биографические спектакли в театрах кукол становятся все более популярными. Но обычно в спектаклях артист выступает как рассказчик, связующее звено, а куклы изображают персонажей. У нас будет иначе – кукла Тэффи будет представлять своих персонажей, а отыгрывать, читать тексты будут артисты. Исполнять романсы тоже будет кукла-певица – собирательный образ исполнительницы романсов».

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото Василия ВАГИНА, Виктора ДМИТРИЕВА, а также из архива НОВАТа и молодежного театра «Глобус»

 

 

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.