Дело Арнольда Каца живет и побеждает

0
2646

Новосибирская филармония открыла большой музыкальный фестиваль, посвященный 95-летию со дня рождения А. М. Каца, концертом с участием всемирно известного скрипача Максима Венгерова. 

НАЧАЛО концертного сезона для Новосибирской филармонии уже традиционно и прочно завязано на дату 18 сентября. Это день рождения маэстро Арнольда Каца, чье имя носит ГКЗ, основателя Новосибирского симфонического оркестра, знаковой фигуры для нашего города. Нынче — 95-й год со дня его рождения, что не могло остаться незамеченным его коллегами и учениками, теми, кто чтит его память. И послужило поводом для проведения целой серии концертов-посвящений мастеру, открывшихся 3 сентября симфоническим концертом с участием скрипача Максима Венгерова, чей график расписан на годы вперед. Целых 15 лет он, воспитанник новосибирской скрипичной школы, не был на Родине. В свой прошлый визит, в 2004-м, играл сольный концерт, рассказывал о себе, отвечал на вопросы. Эту встречу с земляками снимала тогда британская ТВ-группа BBC. Хотя позже он с нашим симфоническим оркестром выступал как солист на зарубежных гастролях — в частности, в Испании. Но оказалось, что невозможно забыть самые первые детские и юношеские впечатления о совместном творчестве с настоящим большим оркестром и его харизматичным дирижером.

— Ребенком я постоянно сидел в первом ряду на концертах и репетициях, — говорит Максим. — Ведь папа был артистом оркестра, играл на гобое, но с первого ряда его не было видно. Скрипачей — да. И, конечно, дирижера. Помню, пятилетним мальчиком подошел к Кацу со словами: «Я тоже хочу, как ты, управлять оркестром». Он ответил: «Зачем это тебе? Учись на гобое играть. Папу я уволю, возьму тебя в оркестр». Чувство юмора у маэстро было удивительное.

Но, как видим, будущая знаменитость не прислушалась к этим словам. И вот теперь, сорок лет спустя, на фестивале памяти Каца публика увидела и услышала не только Венгерова-скрипача, но и Венгерова-дирижера в монографической программе из музыки Дмитрия Шостаковича. Словно на одном дыхании прозвучали 1-й концерт для скрипки с оркестром и 10-я симфония. В последнее время Максим Венгеров культивирует такую форму своих концертов: в первом отделении выступает в качестве солиста, второе проводит как дирижер.

Уже были программы с концертом и симфонией Чайковского, концертом и симфонией Брамса. Но Шостакович — это впервые. И впервые — именно в Новосибирске. Почему был сделан такой выбор? Максим поясняет, что это связано с отношением к творчеству Шостаковича именно Арнольда Каца. Это был его автор. 10-я симфония Шостаковича вообще была первым произведением, исполненным 63 года назад только что созданным оркестром, и в дальнейшем неизменно входила в его репертуар. Можно вспомнить еще, как рисковал Арнольд Михайлович, беря к исполнению 13-ю, полузапрещенную в то время к исполнению симфонию Шостаковича на стихи Евтушенко «Бабий Яр». Рисковал и выигрывал.

Конечно, рисковал и Максим Венгеров, соединяя в одном вечере в двух своих разных музыкантских ипостасях два сложнейшие произведения Шостаковича (по сути, два огромных симфонических полотна), поскольку Первый скрипичный концерт тоже нередко именуют симфонией с солирующей скрипкой, звучащей порой как один из голосов оркестра. Так сложен, глубок и космичен мир его образов. Написанные 70 лет назад, примерно в одно время (конец 1940-х — начало 50-х), в один из самых тяжелых и мрачных периодов жизни композитора, после печально известного партийного постановления об опере «Великая дружба», где Шостакович был заклеймен как «формалист», а музыка его признана вредной, они связаны между собой как история с продолжением.

Именно так и представляет эту музыку Шостаковича лауреат «Грэмми», как очень личную и в чем-то автобиографичную. Ему, кстати, примерно столько же, сколько было Шостаковичу в период создания его шедевров, в конце августа исполнилось 45. Его игра точна, выразительна, экспрессивна. Его дирижерская подача не менее точна и очень пластична. Ему удается вовлечь всех (и любящих Шостаковича, и не очень) в его особо устроенный внутренний мир. Погрузить в размышления великого композитора и человека о жизни и о себе, со вспышками юмора, иронии, даже сарказма, с ностальгическими нотками счастливых мгновений, кружения в вальсе, и неотвратимостью борьбы, отстаивания себя, своих идеалов в этом безумном мире. Оркестр Новосибирской филармонии был настоящим соратником знаменитого музыканта в его трактовках знаменитой музыки. Для артистов оркестра, впрочем, как и для слушателей, этот концерт памяти Маэстро стал грандиозным событием, выходящим за обычные рамки только музыкальной жизни.

В свою очередь постигший, вопреки прогнозу Арнольда Каца, дирижерские премудрости (9 лет учебы у народного артиста СССР Юрия Симонова) Венгеров говорил о нашем оркестре как, безусловно, очень высоко ценимом на Западе. И о Новосибирске как о городе, определившем его, и не только его развитие. Художественный руководитель и главный дирижер коллектива Томас Зандерлинг убежден, что это сотрудничество должно быть продолжено, и для этого не потребуется ждать следующие 15 лет. Его поддерживает и сам Максим. Он привез в Новосибирск всю семью, включая папу (по-прежнему Алика для коллег-оркестрантов), маму, 15 лет назад презентовавшую свою книжку «Педагогический этюд» о формировании и развитии чудо-ребенка, и еще двух дочек с именами из «Пиковой дамы» Чайковского: Полину и Лизу, несмотря на юные годы, прилежно осваивающих виолончель и рояль и, возможно, сумеющих стать настоящим дуэтом. Пока папа репетировал с оркестром, они успели съездить на свою дачу в Буготак.

После концерта можно было наблюдать парад молодых людей со скрипичными футлярами за спиной (из консерватории, Специальной музыкальной школы-десятилетки, где учился в свое время Максим), образовавших длинную очередь к главному виновнику события за автографами и фото на память. Но не только они, юные дарования, но и более зрелые лица (друзья, педагоги, соученики) поздравляли, вспоминали, обращались со своими не дающими покоя вопросами. Среди них звучал и такой: «Не слишком ли мало внимания уделяется пропаганде и рекламе высокой серьезной музыки сегодня, и что нужно сделать, чтоб этого было больше?» Ответ Максима прозвучал, возможно, неожиданно. Он считает, что настоящая музыка не нуждается в наших с вами излишних заботах и пропагандистских действиях. Она самодостаточна. Она живет вокруг и внутри нас. Как природа, как воздух, которым мы дышим, как вода, которую мы пьем и не можем напиться.

Между тем цикл музыкальных приношений Арнольду Кацу, лауреату госпремии России, кавалеру ордена «За заслуги перед Отечеством» II и III степеней, народному артисту СССР, продолжается. Уже 10 сентября с Новосибирским симфоническим оркестром выступит оперная дива Вероника Джиоева. За дирижерский пульт встанет Михаил Грановский. Арии и сцены из любимых опер помогут вспомнить, что Арнольд Михайлович был в свое время музыкальным руководителем и дирижером грандиозной постановки в Новосибирском театре оперы и балета «Войны и мира» Прокофьева, а в Театре музыкальной комедии дирижировал опереттой Миллекера «Нищий студент». Что он записал на фирме «Мелодия» пластинки с блистательными солистами оперы…

Среди участников следующих концертов будут также пианистка Екатерина Мечетина, Татьяна Ворожцова (сопрано), Николай Лоскуткин (бас). На сцену выйдут все три коллектива, которые обязаны своим рождением Арнольду Кацу, — не только симфонический оркестр, но и концертный духовой, и ансамбль солистов «Новосибирская камерата». И конечно, не обойдется без фирменного симфонического концерта 18 сентября, в день 95-летия со дня рождения Маэстро.

Марина ЛОГИНОВА, специально для «Новой Сибири»

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.