В Новосибирске состоялись заключительные мероприятия масштабного межрегионального проекта «Поэты Сибири: диалог поколений».
В КОНЦЕ января в столицу Сибири высадился поэтический десант, насчитывавший два десятка стихотворцев: 26-27 января в Новосибирске состоялись заключительные мероприятия межрегионального проекта «Поэты Сибири: диалог поколений». Эта масштабная акция, уже прошедшая в Кемерове, Омске и Томске, была инициирована кемеровским журналом поэзии «После 12», а сам проект стал победителем конкурса Фонда президентских грантов-2017.
С осени прошлого года участниками проекта стали более 50 литераторов. Кураторами новосибирского этапа проекта выступили поэты Антон Метельков и Виталий Шатовкин.
Основную суть проекта коротко и ясно сформулировала организатор проекта Наталья Ибрагимова: «Эпоха Союза писателей прошла. И налицо разобщенность: профессиональные поэты не приходят слушать друг друга. Но встречаться и общаться творческим людям необходимо. Рада, что наш проект выполняет эту задачу, объединяя поэтов Сибири».
Литературные встречи проходили в вузах и библиотеках, в музеях и лофтах.
В Новосибирской областной юношеской библиотеке прошла творческая встреча «От белой орды до синей». Свое название она получила благодаря строчке томича Владимира Пшеничного, который представил свой сетевой проект «Зернышко для голубя». Омичка Ирина Четвергова презентовала свои поэтические книги «Внутри» и «Первое приближение». Юлия Шкуратова из Кемерова — авторские сборники «Опечатки пальцев» и «Кошки-мышки». Инициативу коллег поддержали новосибирские авторы, рассказавшие о местных книжных новинках — «Двух рифмах» Юрия Татаренко и «ДО Знании-2» Дмитрия Королева. Святослав Одаренко сообщил об успешном старте издательской инициативы «Здесь», выпускающей «книжки-малышки». В рамках детской программы блистали Анастасия Губайдуллина (Томск), Ольга Григорьева (Омск) и четверо новосибирцев: Мария Дубиковская (Новосибирск), Антон Метельков, Алексей Ерошин, Иван Полторацкий. Почетными гостями НОЮБ стал квартет новосибирских литераторов: Мария Костина, Катерина Столбинская, Аркадий Константинов и Карина Волк.
«Возьмемся за руки, друзья…»
В ходе чтений в Гуманитарном институте НГУ развернулась дискуссия о социальной роли поэта. Мнения по этому вопросу, конечно же, были разными. Сергей Денисенко заявил: «На протяжении многих лет нет государственной политики в отношении сохранения русского языка. Отдельные творческие инициативы в области литературы — капля в море!» А Святослав Одаренко оппонировал: «Я за самидат. Не стоит ждать милостей ни от природы, ни от власти, ни от бизнеса. Придерживаюсь толстовской формулировки: «Делай, что должно — и будь что будет».
В качестве комментария к дискуссии прозвучало выступление Катерины Столбинской (Новосибирск), представившей коллегам свои аудиоролики — стихи под музыку — со следующим комментарием: «Слышала, как мэтры говорят: молодежь пишет не то и не так, у них мало талантливых текстов, а вот они будто бы в 17 лет писали — ого-го! Хочется спросить у этих критиков: а вы сами готовы открыть поэтическую школу, вести литобъединение, передавать свои знания и умения молодым авторам? У Сибири поэтической огромный потенциал. И обидно слышать, что в регионах существует одна-единственная Уральская поэтическая школа».
Один из гостей встречи, литератор из Академгородка Сергей Юрков, признался: «Поэты — это люди, сохранившие свою индивидуальность. Именно такие подпитывают мир. Я потрясен: в Сибири до сих пор пишут настоящую поэзию!»
Основной площадкой второго дня фестиваля стала ГПНТБ СО РАН, где прошли сразу три крупных мероприятия: лекция о современном русском языке известного лингвиста Максима Кронгауза (Москва), круглый стол «Сибирская поэтическая школа: традиции и перспективы» с очным и заочным участием приглашенных специалистов (поэтов Ивана Ахметьева, Виталия Кальпиди и литературоведа Ирины Плеханово), а также открытое обсуждение стихов молодых сибирских поэтов в формате семинара.
По гамбургскому счету
Семинар в качестве вольнослушателей посетили участники молодой новосибирской поэтической группы «Студия 312», так что обмен мнениями проходил интенсивно и на повышенных тонах.
Вероника Шелленберг из Омска сурово отозвалась о стихах кемеровчанки Юлии Шкуратовой следующим образом: «На мой взгляд, в этой подборке чересчур много игры. «Кошечки-собачки стали буквами» — какими, почему? Вообще, кажутся излишними все эти мимимишные суффиксы. В целом подборка на 90 процентов написана неряшливо, много запутанности в образах».
Анастасия Губайдуллина из Томска выступила в защиту Юлии: «Перед нами мастер кратких высказываний: «…поэт должен быть сытым / как сито» — прекрасные строчки. Маска наивной девочки к лицу автору, и автоматическое письмо убедительно».
Критиковали по гамбургскому счету и лирику томички Анастасии Плотниковой. Татьяна Николаева отметила: «Не хватает ритмических вариаций. А дробность строк воспринимается как пижонство и неуважение к читателю, уж простите».
Но, пожалуй, самым интересным был разбор творчества омички Ирины Четверговой. Все та же Губайдуллина начала с места в карьер: «У Ирины — лирика прямого высказывания, где много описаний ощущений. Это расширяет читательскую аудиторию, но уходит образность. А где же загадки и тайны? Если что и царапает, то это жаргонизмы и неточные рифмы».
А Владимир Угрюмов подбодрил омичку: «Автор этой подборки ищет смысл, распугивая слова. Ирина, фишка в том, что ты еще не знаешь, что являешься поэтом. Доверяй себе, раскрывайся в стихах сильнее». Землячка Четверговой, Шелленберг, выступила на стороне Угрюмова: «В этих стихах я чувствую след пролетевшей бабочки».
Приятным сюрпризом для семинаристов стали письменные отзывы известного столичного поэта и критика Данилы Давыдова, озвученные Антоном Метельковым. Вот несколько характерных цитат оттуда.
«В стихах Анастасии Плотниковой лирический голос пронзителен, причем не наигранно. Нам явлена этическая установка, своего рода позиция антропологической жертвенности, выраженная максимально наивно, но в этой наивности как раз и находится главный нерв стихов Плотниковой».
«Ирина Четвергова явственно находится в той точке бифуркации, когда начинающий поэт имеет возможность испугаться, погрузившись в инерцию вторичной гладкописи, либо, напротив, отпустить себя на волю, позволить себе не подчиняться заданным схемам. Хотелось бы надеяться на выбор второго пути, тем более к тому есть предпосылки».
«Путь, избираемый Юлией Шкуратовой, простирается между ироническим минимализмом и ироническим же примитивизмом. Важно и то, что перед нами отнюдь не игровые стихи, но весьма серьезные лирические тексты, прячущиеся под раешной оболочкой».
«Поэтическое высказывание Сергея Васильева представляется зрелым и целостным. Для его стихов характерны глубинная суггестивность, интертекстуальное богатство — и одновременно умение работать с поэтическими параболами, лишь на первый взгляд прозрачными».
Негаснущие звезды
На вечере «Классики современности» в Новосибирском художественном музее прозвучали стихи знаковых, важнейших для Сибири авторов: новосибирцев Анатолия Маковского, Ивана Овчинникова, Жанны Зыряновой, Виктора Iванiва, омичей Леонида Мартынова и Аркадия Кутилова, томичей Владимира Брусьянина и Макса Батурина, кемеровчан Игоря Давлетшина и Макса Уколова. О творчестве безвременно ушедших коллег тепло высказались «живые классики новосибирской поэзии» Александр Денисенко, Евгений Минияров, Владимир Светлосанов, Сергей Самойленко, Станислав Михайлов, Леля Серебряная, Святослав Одаренко.
Поэтический фестиваль завершился в кинозале «Синема» мультимедийной акцией «Текст города», в ходе которой исследовалась поэтика крупных сибирских городов. На фоне сибирской кинохроники под музыкальную импровизацию группы «Дети снега» выступили полтора десятка стихотворцев, в том числе Ольга Комарова (Томск), Татьяна Николаева (Новокузнецк), Андрей Жданов, Андрей Щетников, Михаил Моисеев (Новосибирск).
Подводя предварительные итоги проекта, многие участники выражали свои эмоции довольно бурно. Например, Владимир Пшеничный резюмировал: «Я в полном восторге от этой поездки. Убедился воочию, насколько крутая движуха в Новосибирске литературном, как много у вас замечательных поэтов!» А Татьяна Николаева была с ним вполне солидарна: «Последний этап проекта оставил мощное впечатление. Периодически встречала подборки новосибирцев в литературных журналах — «Сибирских огнях», «После 12», «Огнях Кузбасса». Но, по большому счету, только сейчас открыла для себя новосибирскую поэзию. К тому же слышать прекрасных поэтов живьем — ни с чем несравнимое удовольствие. Порадовала и умная публика, пришедшая на вечера в сильный мороз. Благодарю организаторов и всех участников проекта за сильный выплеск творческой энергии».
В ходе финальной встречи с коллегами Наталья Ибрагимова подчеркнула: «В Новосибирске проект перерос себя. Мы задумывали гораздо меньше, чем осуществилось на самом деле. Большая концентрация талантливых людей придает новые силы. Бесспорно, мы живем в поэтическом пространстве, чувствуем его, понимаем, радуемся ему. Пожалуй, с такими ощущениями и стоит жить».
Юрий ТАТАРЕНКО, специально для «Новой Сибири»
Фото Сергея ШУБЫ