Diego Cera Organbuilders: Звучит завораживающе

0
1117

В Новосибирске освятили новый «живой» духовой орган Кафедрального собора Преображения Господня. 

ПОКА большой концертный орган, находящийся в зале консерватории, переживает пятилетнее молчание и готовится к своему выходу в обновленном — точнее сказать — отремонтированном виде, в органную игру вступают новые игроки.

С 6 по 8 октября римско-католический Кафедральный собор Преображения Господня, расположенный на улице Горького, совместно с культурным центром «Иниго» провел инаугурационные мероприятия, связанные с установкой нового духового органа для богослужений и концертной деятельности.

Это третий «живой», не электронный, орган в Новосибирске: с окончательным «выздоровлением» большого «Зауэра» в нашем городе их будет четыре (в Москве почти в десять раз больше — там сейчас около 35 духовых органов). Новый орган, конечно, отличается от двух своих действующих сегодня собратьев. В первую очередь — своим масштабом. Инструмент в Органной гостиной консерватории, к примеру, гораздо скромнее, поскольку возведен не в храмовом зале, а в довольно ограниченном пространстве. Все органы, как известно, индивидуальны и во многом зависят от того помещения, где располагаются. И не только от его размеров или конфигурации, но и акустических условий и еще многих «органостроительных» деталей.

На концертах в соборе присутствовали органные мастера и директора фирмы Diego Cera Сэлвин Тагле и Джулиус Пухай.

— Этот орган, разумеется, рассчитан на акустику собора, — комментирует органистка Наталья Багинская, профессор Новосибирской консерватории. — Он больше, у него больше ресурсов, больше регистров, голосов, интересных тембров, которые позволяют еще более красочно, ярко продемонстрировать замыслы композиторов в первую очередь эпохи барокко. Первый раз в жизни являюсь свидетелем такого грандиозного события, как строи- тельство органа, его установка. Пока это магическое действие происходило в соборе летом, несколько раз мы приходили с ребятами-студентами, с моими коллегами-музыкантами, наблюдали, общались с органостроителями и, по сути, стали маленькой частицей этого уникального процесса.

Мы пообщались с Сэлвином, который является главным органостроителем, и он сказал, что сначала задумывал инструмент в чисто барочной традиции. Но затем послушал нас, которые постоянно путались у него под ногами, просили поиграть, и решил немного даже поменять интонировку. Интонировка — это такой сложный процесс, когда инструмент, его голоса обретают определенную форму — в зависимости от помещения, где он находится, от того, какой стиль он представляет. Это «постановка голоса каждой трубы». И, послушав нас, мастер сказал: «Я решил сделать так, чтобы не только барочную музыку можно было исполнять, но так проинтонировать орган, чтобы можно было бы играть произведения других эпох.

И первые наши опыты, концерты показали, что действительно в первую очередь немецкая барочная музыка замечательно звучит на этом инструменте. Но и не только. Композиторы других эпох тоже великолепно звучат на этом инструменте. В традиции барокко и то, что каждый тембр обладает яркой индивидуальностью, но и вместе они звучат очень здорово. То есть инструмент нам очень понравился. Сэлвин — уникальный талантливый органостроитель. Он прошел обучение в Австрии, сначала долго реставрировал различные инструменты, а это самая лучшая школа для того, чтобы познать все секреты органо- строения. Затем он обучался на очень известной фирме — «Клайс», это одна из ведущих мировых органостроительных фирм, и получил очень серьезное европейское образование. При этом, как он говорил, когда строил этот инструмент, у него не было задачи скопировать какой-то существующий, хотя и такой «жанр» существует. Он создал уникальный образ немецкого барочного органа, за что ему огромное спасибо.

Для органиста играть на хорошем духовом органе — большая радость, подчеркиваю — на духовом, потому что в последнее время появилось много электронных инструментов. Они тоже могут быть хороши, да иногда просто нет возможности установить духовой инструмент. Очень приятно играть в концертном зале, но ничто так не вдохновляет, как исполнение концертов в соборах. Это Дом органа, и его акустика, и определенная атмосфера вдохновляют и делают звучание произведений более богатым.

***

От начала переговоров о строительстве органа до первых пробных концертов прошло около шести лет. Примерно столько же ушло в свое время на возведение самого собора. Настолько сложным был процесс обретения своего дома для прибывшего издалека долгожданного инструмента. Даже делать пришлось ремонт помещения, говорит Григорий Федосеев, настоятель прихода Преображения господня:

— В срочном порядке пришлось отремонтировать пол, так как плитка от времени во многих местах отслоилась, ремонт у нас не производился, а пыль для органа просто убийственна, так что пришлось сделать срочно ремонт.

Орган создала филиппинская фирма Diego Cera Organbuilders, ее расположение — столица Филиппин Манила и Лас-Пиньяс — исторический город, известный на весь мир сохранившимся еще с испанской эпохи бамбуковым органом. Имя его создателя — монаха-августинца Диего Сера — стало названием фирмы.

Новосибирский орган выпущен в Филиппинах под № 40, у него 24 регистра, два мануала, около полутора тысяч труб. Он был доставлен в Новосибирск в мае этого года, установлен в июле-августе.

Пространственная схема органа устремлена ввысь, как это принято в храмах. Но что выделяет его на фоне остальных — это трубы «шамад». Их легко узнать по тому, что они единственные расположены горизонтально и устремлены вперед, ярко выделяясь на фоне фасада инструмента. Такое положение труб прямо определяет направление звука и играет большую роль в его характере. Звук от вертикальных труб более мягкий, округлый, бархатистый. Он тянется ввысь, долго звучит и долго рассеивается. «Шамады» же создают яркий, «сияющий» звук, направленный на слушателей. Даже чувствуется, как он вылетает из труб и рассекает воздух, бьет резко и четко в цель. Конечно, ведь эти трубы произошли от военных «предков» — сигнальных фанфар, зовущих к бою.

Так что у нас теперь появляется возможность не понаслышке узнать уникальные акустические возможности «шамад», а испытать на себе их впечатляющее воздействие.

— Они были очень распространены в Испании, — поясняет Наталья Багинская, —  поэтому маленький элемент не немецкого органа здесь есть. И для таких «шамад» писали специальные произведения.

Но «шамады» не единственная редкая опция нового органа. Здесь можно даже услышать пение птиц.

— Этот регистр можно использовать во время исполнения некоторых произведений с достаточно большой историей, — говорит Наталья Багинская. — Появился он еще в ХVI веке, понятно, что его применяли во многих пьесах. Такой звук рождается благодаря трубочкам, которые находятся в воде.

И наконец, еще один «спец- эффект» нового органа, который можно не только слышать, но и видеть, — это цимбельштерн. Золотая звездочка на фасаде органа не просто украшает инструмент, она крутится и ударяет по колокольчикам, рождая праздничное звучание. Особый прибор в виде ротора с колокольчиками и ударным элементом крепится внутри инструмента. Немецкое название дословно так и переводится — «звезда с колокольчиками» (zimbel — цимбала, металлическая тарелочка, колокольчик; stern — звезда). Лицевая часть цимбельштерна действительно имеет форму звезды, и это аллюзия на Рождественскую звезду, которая указывала путь к месту рождения будущего Мессии...

Понятно, что новый орган с его традиционными для барочного инструмента и к тому же необычными оригинальными регистрами открывает множество новых возможностей для концертной и богослужебной деятельности. В эпоху электронного органа в собор на Горького, 100 приезжали органисты из разных городов страны — Москвы и Санкт-Петербурга, Томска, Кемерова, Красноярска, Иркутска. Теперь география значительно расширится: уже поступает множество звонков от музыкантов, желающих прикоснуться к новому инструменту. А к Рождественским праздникам нам обещают грандиозный Баховский фестиваль, ведь новый орган идеален для исполнения музыки этого композитора.

Новый орган Diego Cera уже стал участником нескольких концертов, в том числе и в содружестве с клавесином, что также является раритетным музыкальным событием. В ходе инаугурационных мероприятий в соборе состоялось торжественное освящение органа, а также памятное богослужение, посвященное австрийскому священнику и органисту Йоханну Труммеру, главному вдохновителю и благотворителю проекта по установке органа в храме. И затем прошел гала-концерт новосибирских органистов, в котором приняли участие не менее трех десятка музыкантов. Орган выступал и сольно, и в ансамбле с саксофоном, скрипкой, виолончелью, кларнетом, голосом, вокальным ансамблем. Звучала музыка барокко, ХIХ и ХХ столетий и произведения наших дней, в том числе и новосибирских композиторов в авторском исполнении. А в ближайшие выходные состоятся концерты ведущих органистов Новосибирска Натальи Багинской и Глеба Никулина, которые смогут раскрыть все великолепие нового храмового инструмента.

Марина ЛОГИНОВА, специально для «Новой Сибири»

Фото автора

 

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.