До «Солнечного удара» осталось меньше двух недель

0
1255

Новосибирский музыкальный театр завершает сезон мировой премьерой. 20 и 21 июня на сцене случится «Солнечный удар» (16+). Первый в истории труппы мюзикл по мотивам прозы Ивана Бунина поставит петербургский режиссер Леонид Алимов. В тандеме с творческой командой театра он расскажет о большой любви, которая хоть и сильнее смерти, но все же не способна остановить жернова истории.

Чтобы оставаться на гребне зрительской волны, современный музыкальный театр должен удивлять и с завидной регулярностью генерировать новые проекты, в которых технические инновации ловко соединяются со свежими идеями и дополняются актуальным звучанием. Отсюда постоянные репертуарные поиски, что порой приводит к весьма неожиданным решениям: на одной сцене рождается байопик о рок-идоле, на другой из глубины сибирских руд поднимаются декабристы, на третьей воплощаются лучшие сюжеты мирового кинематографа. Вот и новосибирская труппа, не так давно побывавшая в лабиринтах отечественной фантастики и сполна испившая чашу советского приключенческого романа, негаданно обратилась к прозе Ивана Бунина ‒ великого и прекрасного, но музыкальными подмостками обойденного.

Идея пропеть Бунина, как утверждают анналы, пришла в голову директору и художественному руководителю НМТ Леониду Кипнису. Реализацией замысла занялись композитор Ульяна Стратонитская и либреттист Нонна Кротова, уже работавшие с театром над другими проектами, но в творческом дуэте выступающие впервые. Концепция и постановка спектакля легли на плечи приглашенного режиссера Леонида Алимова ‒ главрежа Санкт-Петербургского академического драматического театра им. В.Ф. Комиссаржевской и известного киноактера, для которого «Солнечный удар» стал стартом в отношениях с Новосибирским музыкальным театром и постановочным дебютом в жанре мюзикла.

«Мы всегда, приступая к новому проекту, озабочены составом постановочной команды, — объясняет Леонид Кипнис. — И если в случае с “Солнечным ударом” особых сомнений по выбору художника и балетмейстера не было, то фигура режиссера, по сути, ключевая фигура в постановочной команде, до последнего была под сомнением. Нужен был режиссер, умеющий хорошо выстроить background происходящих в спектакле событий и линию поведения героев. Нужен был режиссер именно драматического театра. И такой режиссер нашелся».

«Это было предложение Леонида Михайловича, — подчеркивает режиссер Леонид Алимов. — Я был страшно рад такому неожиданному предложению, потому что многим худрукам и директорам разных театров я предлагал Бунина. Неоднократно. Разные варианты. Инсценировки. Больше всего, конечно, рассказы. И как-то нигде отклика не находил. И тут вдруг мне предлагают Бунина. Когда в центре одно из лучших произведений, написанных в XX веке – “Солнечный удар”, ‒ от такого предложения невозможно отказаться».

Драматургу Нонне Кротовой предложение переформатировать мир бунинской прозы под условия музыкального спектакля показалось сложным, но заманчивым: ведь готовых формул для поиска значений переменных в этом театральном уравнении ни у кого не было и нет.

«Проза Бунина – тонкая, прекрасная, изумительная по языку, при этом редко звучащая в музыкальном театре. Причина, думаю, как раз в том, что нет готовых решений, развернутых сюжетов, удобных для сценического воплощения. Поэтому и работа складывалась непросто, потребовала тонкой проработки и сюжетных линий, и исторического контекста. Рассказ Ивана Бунина “Солнечный удар” – это яркая вспышка, ключевой момент истории, в которой мы не знаем, что было до и после, — отмечает автор либретто Нонна Кротова. — Образы, сюжетные линии других произведений не звучат напрямую в либретто мюзикла, они “растворены” в тексте как бунинское “легкое дыхание”, и мы можем говорить только о каких-то аллюзиях, возможных предысториях персонажей. Пожалуй, в большей степени это мотивы романа “Жизнь Арсеньева” и дневниковых записей “Окаянные дни”».

Несмотря на полифонию звучащих в спектакле произведений, в названии заявлен лишь один рассказ классика. «Название мюзикла “Солнечный удар” очень зрелищное, — акцентирует внимание художественный руководитель Новосибирского музыкального театра Леонид Кипнис. — Не случайно Никита Михалков именно так назвал свой фильм по рассказам Ивана Бунина. Для мюзикла это название тоже очень подходит. В нем чувствуются динамика и одновременно некая трагичность ситуации, что весьма подходит жанру, в котором стремительно развивающаяся интрига, замешанная на чувстве, может стать яркой и зрелищной доминантой спектакля».

Музыкальная драматургия мюзикла, по замыслу создателей, должна стать чувственной константой, позволяющей говорить о любви темами русской литературы. «Молодой композитор Ульяна Стратонитская, с которой я впервые познакомился, на мой взгляд, “услышала” Бунина, — признается режиссер «Солнечного удара» Леонид Алимов. — В музыке есть, с одной стороны, нежность, тонкость ‒ и не только в отношении того, что касается основной любовной линии, ‒ и при этом страстность. Страстность, невероятная жажда жизни, присущие Бунину, в музыке есть. И очень хорошие стихи Нонны Кротовой, которые лежат в основе музыкальных номеров, придают музыке поэтический объем».

В центре сюжета нового мюзикла – две сильные личности, мужчина и женщина, каждый со своей историей и со своей непростой судьбой. Объединяет их вспышка всепоглощающей любви, внезапной и незваной. Любви «вопреки». Любви, которой не должно было случиться. Нахлынувшее чувство таит в себе смертельную опасность и грозит каждому из героев разоблачением и гибелью, стоит только сделать неправильный выбор.

«Идею спектакля я бы наверно сформулировал так: обыкновенные люди оказываются в трагическом историческом разломе, — рассказывает режиссер «Солнечного удара». — В трагическом разломе, который переживала Россия в 1918 году, возникла любовь, которая полностью захватывает героев и переворачивает их судьбу. Мне нравится, что именно на таком историческом фоне развивается на сюжет, но прежде всего это история любви в самое страшное для страны время».

Сейчас на сцене Новосибирского музыкального театра полным ходом идут репетиции. Солисты, артисты хора и балета шлифуют замыслы, рожденные новыми интерпретаторами текстов Бунина. Над пластическим решением спектакля работает хореограф Антон Дорофеев. За музыкальное звучание отвечают главный дирижер Александр Новиков и главный хормейстер театра Татьяна Горбенко. Воплощает визуал художник спектакля Елена Вершинина.

«Мы надеемся, что “Солнечный удар” станет не просто мировой премьерой по праву первой постановки, но и еще одним способом приобщения нашего зрителя к постижению великого чувства Любви. Любви, способной для некоторых из нас сравниться по степени своего воздействия с солнечным ударом»,  — обещает автор идеи спектакля Леонид Кипнис.

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото Дарьи ЖБАНОВОЙ

 

 

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.