Главные призы театральной премии «Парадиз» взяли частный театр за новаторскую работу и государственный — за репрезентацию классики
ДЛЯ театральной общественности Новосибирска нынешняя неделя началась с радостного события: 19 декабря на сцене Камерного зала филармонии были объявлены имена лауреатов XXIХ премии «Парадиз» — старейшей и единственной ежегодно вручаемой театральной награды в столице региона. За бронзовые статуэтки с райским яблоком боролись 9 музыкальных, 13 драматических и два спектакля театра кукол, вошедшие в сезоне 2017—2018 гг. в репертуар десяти театров города. По итогам закрытого голосования профессионального жюри и зрительского опроса победителям было вручено более двадцати наград.
Торжественную церемонию вручения премии открыл заместитель губернатора Новосибирской области Сергей Нелюбов: «Парадиз» — это знаковое явление, которое способствует укреплению лучших театральных традиций, которыми славится наш регион. Это признание лучших из лучших в каждом календарном году, признание заслуг тех, кто истово служит своей профессии. Это глубочайший подвижнический труд. Это движение вперед. Это целая история, за которой стоят люди и судьбы. Вручение премии — это некий эпиграф к 2019 году, который объявлен Годом театра в России. Имена всех номинантов премии «Парадиз», вне зависимости от побед в конкурсе, уже вошли в историю развития театра и искусства нашей страны».
По традиции лауреатов премии определяло два жюри — музыкальное и драматическое. Две параллельно работающие судейские коллегии, в состав которых вошли специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска, оценивали лучшие музыкальные, драматические и кукольные постановки, а также спектакли для детей. Что интересно, театральные работы для самых маленьких зрителей не проходили предварительный отбор экспертного совета — за прошедший сезон на новосибирских подмостках было поставлено всего четыре спектакля, адресованных детской аудитории.
ЕДИНОГЛАСНЫМ решением жюри лауреатом «Парадиза-2018» стал спектакль «Леля и Минька» по рассказам Михаила Зощенко (режиссер — Петр Зубарев, театр-студия «Первый театр»). Приз зрительских симпатий в этой же номинации получил спектакль «Карлик Нос» Новосибирского театра кукол.
Особенно напряженная борьба ждала участников конкурса драматических театров, где за место в райских кущах сражались постановки, созданные в классической традиции театрального искусства, постдраматические театральные формы, эксперименты, вобравшие в себя чудеса высоких технологий, и спектакли, решенные в рамках натуралистической эстетики. «К сожалению, бывает так, что жюри работает в сговоре. Вот что бы ты лично ни думал, как бы зритель ни реагировал, а премии уже заранее продуманы, — отметила председатель драматического жюри, театральный критик, заведующая кабинетами драматических и национальных театров СТД РФ Марина Корчак. — Наше жюри никак не могло работать в сговоре. Многие из нас друг друга не знали и встречались на «Парадизе» впервые. Кроме того, в жюри были отобраны люди молодые, реально работающие в прессе Новосибирска, — и это дало какой-то особый современный и очень заинтересованный аспект в нашей работе. Новосибирск, на мой взгляд, — особое место. Вот уже второй год подряд я приезжаю в этот город на «Парадиз», потому что в течение десяти дней могу увидеть здесь спектакли, которые отражают всю картину поиска режиссуры, драматургии, существующие в стране. Спектакли в Новосибирске очень разные, очень интересные, очень неожиданные. И они дают такую картину, которую я потом вижу по всей стране».
Главные призы фестиваля-премии «Парадиз-2018» завоевали два спектакля. Диплом с формулировкой «За новаторский театральный проект получили режиссер Сергей Дроздов и частный театр «Понедельник выходной» со спектаклем «Подонки» по пьесе М. Горького «На дне», а равноценную награду «За актуальную режиссерскую репрезентацию классики» — режиссер Андрей Прикотенко, поставивший на сцене «Старого дома» спектакль Sociopath. Таким образом, в битве титанов невольно сошлись частная труппа, рискнувшая воплотить в абсолютно несценическом пространстве заброшенной котельной жизненную реальность во всех ее подробностях и эмоциональной непосредственности, и государственный театр с откалиброванной труппой, смело и дерзко «подсадивший» новосибирских зрителей на заряженный сюжетом Шекспира hi-tech product. «Мы долго дискутировали, — подчеркнула председатель драматического жюри Марина Корчак. — Долго, но по-честному. Как сейчас говорят, по чесноку. И мы решили не давать премию за лучшую режиссуру. Ну, если честно, лучшей режиссуры не было. Она была интересной и в этом спектакле, и в этом, и в каждом. А были созданные режиссерами произведения, которые на сегодняшний день звучат наиболее интересно и убедительно. И самое потрясающее — это форма, в которой эти спектакли поставлены».
Спектакли-лидеры оказались столь сильны в своем противостоянии, что не уступили лидирующие позиции и в прочих номинациях. Творческая команда художников и видеопрограммистов «Социопата» (Ольга Шаишмелашвили, Игорь Фомин, Олег Михайлов, Константин Щепановский) вошла в историю «Парадиза-2018» в качестве создателей «оригинального игрового пространства в спектакле», а «Подонки» — как лидер зрительского голосования в категории «Лучший драматический спектакль». Исполнителем «Лучшей мужской роли в драматическом театре» жюри признало Анатолия Григорьева. Бронзовую статуэтку «Парадиза» популярный новосибирский артист получил сразу за две роли — Васьки Пепла в «Подонках» и Типа Гамлета в «Социопате». Победу в номинации «Лучшая мужская роль второго плана в драматическом театре» одержал Лаврентий Сорокин за роль Луки — в ворвавшемся в топ конкурса спектакле «Подонки». «Если честно, я не думал ,что играл роль второго плана, — признался на церемонии награждения заслуженный артист России Лаврентий Сорокин. — Мы начали репетировать в августе. В сентябре в нашей котельной появились ласточки, потом — бабочки, а в ноябре пришли крысы. И на этом спектакль закончился — проект закрыт. Но я очень люблю этот спектакль. Мы работали не за деньги, а за драйв, кайф, Горького и театр».
На этом счете матч между «Подонками» и «Социопатом» завершился. И бронзовый приз перешел в руки других театров. Лауреатом в номинации «Лучшая женская роль в драматическом театре» стала актриса театра «На левом берегу» Ольга Сибиркина, исполнившая роль Матери в спектакле «Свидание» по И. Меттеру. Исполнительницей «Лучшей женской роли второго плана» жюри признало актрису театра «Красный факел» Владиславу Франк (за роли в спектакле «Дом Бернарды Альбы»). Премия за «Лучший дебют» досталась актрисе театра «Глобус» Арине Литвиненко (Маргрете Ирене в спектакле «Пианисты»). В «Глобус» же отправился и спецприз — актер Алексей Корнев удостоился награды «За создание лирического подтекста: исполнение песен в спектакле «104 страницы про любовь» по пьесе Э. Радзинского». Специальным призом новосибирской секции театральных критиков награжден Андрей Яковлев за роль Зилова в спектакле «Утиная охота» (Городской драматический театр п/р С. Афанасьева), а фотограф Виктор Дмитриев стал победителем в номинации «Лучшая театральная фотография» за серию фотографий к этому спектаклю.
В копилку музыкальных театров города ушло семь наград. В номинации «Лучшая работа дирижера» победу одержал Александр Новиков за работу в спектакле «Римские каникулы» Новосибирского музыкального театра. Мюзикл новосибирского композитора Андрея Кротова также стал фаворитом зрительского интернет-голосования. Лауреатом премии в номинации «Лучшая мужская роль в музыкальном театре» стал Алексей Зеленков за роль Герцога в опере Б. Бартока «Замок герцога Синяя Борода» Новосибирского театра оперы и балета. «Лучшую женская роль в музыкальном театре» присудили Елизавете Дорофеевой за роль Эмилии Марти в мюзикле В. Баскина «Средство Макропулоса» Новосибирского музыкального театра, а «Лучшую роль в балете» — Никите Ксенофонтову за роль Меркуцио в балете «Радио и Джульетта» на сцене НОВАТа. Лучшей дебютанткой в музыкальном театре признали Софию Бачаеву в роли Франчески в опере С. Рахманинова «Франческа да Римини» Новосибирского театра оперы и балета. Специальными призами жюри музыкального театра награждены Алексей Смирнов за постановку оперы С. Рахманинова «Скупой рыцарь» (НОВАТ) и Вадим Кириченко за роль Марио Делани в мюзикле «Римские каникулы». Почетной награды «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства Новосибирска» удостоилась хормейстер Новосибирского музыкального театра Татьяна Горбенко.
Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь»
Фото Алексея ЦИЛЛЕРА