Эффективное бард-лекарство от вируса

0
1972

Фестиваль авторской песни «Станция Сибирь-2020» прошел в формате интернет-бард-марафона. 

Открою маленькую тайну: за две недели до установленного времени «Станция Сибирь-2» не было ясности в том, состоится это мероприятие или нет. Все, конечно, готовились, созванивались, репетировали. Томичи (чья очередь была формировать сибирскую десятку) с достоинством выполнили свою миссию, вот только окончательного решения о проведении все еще не было. И лишь волевое решение губернатора (к слову сказать, принятое не на авось, а тщательно продуманное и взвешенное) позволило проекту осуществиться во второй раз.

Надо сказать, что Андрей Александрович Травников не просто принял решение о проведении проекта, но и лично открыл его, а потом принял самое активное участие в его проведении.

Для порядка даже можно процитировать слова губернатора во время открытия, чтобы подчеркнуть всю серьезность его отношения к фестивалю:

«Когда год назад фестиваль прошел впервые, мы решили, что он должен стать традиционным, поэтому «Станцию Сибирь» 2020 года нужно было провести обязательно. Если любителям бардовской песни фестиваль понравился, он обязательно будет жить дальше.Безусловно, вопрос безопасности участников стоял на первом месте для организаторов».

Каждого выступающего привозили на отдельной машине, а на сцене они по большей части появлялись по одному. Но самой большой головной болью организаторов, конечно же, стали потенциальные зрители. Любители авторской песни, изголодавшись за четыре месяца по живым концертам, правдами и неправдами пытались проникнуть в зону проведения марафона в парке «У моря Обского». Организаторам даже пришлось привлечь группу волонтеров, которые не позволяли скапливаться зрительской аудитории, наиболее отчаянная часть которой группами собиралась по кустам.

Но, как и обещали организаторы, трансляция была организована на самом высоком и качественном уровне, так что на сегодняшний день ее посмотрели почти 13 тысяч зрителей, а счетчик просмотров не останавливается.

Онлайн или не онлайн, но главное в том, что проект не прервался, — пусть он и прошел в непривычной форме, пусть поклонникам авторской песни не удалось пообщаться лицом к лицу, но движение в сторону регулярного «Гранд фестиваля» продолжилось. Более того. Режим онлайн стал интересным экспериментом: к примеру, где вы в одном централизованном концерте сможете увидеть еще и квартирник (а именно так предстали нам москвичи Леонид Сергеев и Юрий Лорес, собравшиеся на квартире у Сергея Матвиенко, откуда и шла трансляция). Онлайн-участие позволило выступить на фестивале совсем юным новичкам из наукограда Кольцово, что вызвало у последних бурный восторг…

Важно и то, что Новосибирск в очередной раз подтвердил свой неформальный статус столицы Сибири, дал возможность напомнить о себе многолетним местным проектам и фестивалям — таким как «Томский перекресток» (Томск), «Повалиха» (Барнаул), «Манжерок» (Республика Алтай), «Гитарная пристань», «Акбард» (все Новосибирск) и «Солнцеворот» (Абакан).

Мне понравилось расположение сцены: на просвет можно было уловить раскинувшееся Обское море во всей его красе — и при свете дня, и на закате, и на рассвете. Создавалось полное ощущение, что все выступающие выходят откуда-то прямо из моря, как сказочные богатыри из известной сказки А. С. Пушкина — на бой со злобным Ковидом.

Это все что я хочу сказать, прежде чем начать задавать вопросы координатору бард-проекта Сергею Алексееву.

***

— Сергей, как начинался бард-проект «Станция Сибирь?

— Мы, очень разные организаторы бардовских дел из Новосибирска, года два с половиной назад собрались и подумали о том, чего бы хорошего сделать для поддержания любимого жанра и сибиряков в нем? Надо сказать, что у каждого из нас есть свои личные — десятилетиями формировавшиеся представления об авторской песне и формах ее существования. Тем не менее все сплавилось. И зажил бард-проект «Станция Сибирь», сюжет которого образует ежегодно обновляемая так называемая «сибирская десятка» — команда авторов и исполнителей, собранная бард-активом одного из сибирских регионов. Например, в 2019 году свой вариант представили новосибирцы, в 2020 — томичи, в 2021 году очередной состав сложит Алтайский край.

— Назовите основные составляющие бард-проекта.

— Ежегодно в Новосибирске в третьи выходные июня проходят основные события, наполняющие и расцвечивающие фабулу этого праздника. Все это можно увидеть на наших страницах в сетях Facebook, ВКонтакте, «Одноклассники», на ютуб-канале. Просто набираете stansibfest — там все и увидите. В этом году это были интернет-бард-марафон (IBM) «Станция Сибирь» и презентация вышедшего аудиоальбома «Сибирской десятки-2020». Сейчас по отснятым материалам идет работа над фильмом о «Сибирской десятке-2020», премьера которого состоится осенью.

— Интернет-бард-марафон — новая форма для вас?

— Бардовский марафон, такой песенный нон-стоп, правда, с живыми участниками и зрителями — изобретение наше, новосибирское, довольно активно подхваченное другими городами и весями. Кстати, не только в нашей стране. Первый, суточный, бард-марафон прошел в ДК «Энергия» еще в 1997 году. Потом мы перешли на двенадцатичасовой формат, в котором проходили марафоны в театре «Старый дом», на «Сибирской ярмарке», в последние годы — в парке «У моря Обского». Главное здесь, естественно, — поиск тренда сезона: мы смотрели по сторонам, анализировали да и уловили инновационную тенденцию: ведь многие апологеты жанра уже упаковались в интернет-формат и начали в нем как-то жить! А тут еще генеральный спонсор нам 15 метров оптоволоконного кабеля третьей ступени отвалил...  А команда сложилась замечательная: суперпрофессиональные ребята: телекомпания ОТС, обеспечивающая трансляцию и съемки фильма, блестящая компания ЛТМ, обеспечившая сценографию, звук, свет — дирекция фестивальных, конкурсных и культурно-массовых программ Новосибирской области… Ну и мы, «станционные», тоже старались.

— Давайте теперь о наполнении марафона.

— Главное, что у нас получилось (это и по-нашему, и по зрительским ощущениям), — удалось сохранить атмосферу дружественного настроя, атмосферу тепла по обе стороны мониторов. Вообще, слово «атмосфера» — одно из ключевых в понимании того, зачем мы, «повидавшие и побывавшие», затеяли все это. Потому и специальных конкурсов у нас нет, не было и не будет.

Эпиграфом марафона стали слова из песни «Искры» Юрия Лореса: «Жить, петь — это дело чести». Эта песня была и финальной на фестивале.

Визуально марафон прошел в стилистике, традициях и декорациях фестиваля «Станция Сибирь». Здесь, конечно, не обходится без костра, поднятия флага, других полагающихся к случаю ритуалов. Из заготовленных сюрпризов — мы открыли на фестивальной поляне, той, настоящей, большой, которая нынче «под паром» из-за пандемии, будь она неладна, два монумента, имеющих отношение к авторской песне. Это десятиметровая аэродинамическая стела «Норд-ост» и семиметровый памятник стихотворению Александра Галича «Пейзаж». Материалы использовали традиционные — топляк, металлолом, обрезки пиломатериала.

— Может быть, в конце разговора подведем какую-нибудь мораль?

— Главное — бард-проект не отступил от намеченной траектории, не потерялся в этом коронавирусном безвременье, не сдался на милость невидимого монстра. Главное, что мы двигаемся дальше.

Александр САВИН, специально
для «Новой Сибири»

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.