Елена Заремба: Опера — жанр серьезный, а засилье балета — чисто русское явление

0
5319

Российская певица, наша землячка с мировым именем, после выступления в Новосибирске поделилась мыслями о себе, о коллегах и об опере

НА внеплановом концерте 27 января в ДК «Энергия» не было ни одного проходного номера. Но именно во время исполнения «Сирени» Сергея Рахманинова все услышали, что это глубоко русская певица. Зарубежные звезды так не поют.

Мы с Еленой почти ровесники, росли и учились на одном «пятачке», только она в престижной школе номер10, проживая у своей бабушки, а я — в 88-й, которая на тот момент еще только стремилась к престижности.

А сегодня мы с Еленой Арнольдовной сидим в небольшом уютном кафе в ДК «Энергия», где она по приглашению Фонда поддержки Транссибирского арт-фестиваля проводит мастер-классы, — здесь я ее впервые и услышал вживую. Беседуем. Она удивительно интересный собеседник, а об ее жизни пора бы уже написать книгу, но пока это лишь интервью, в котором, правда, тоже не обойтись без деталей биографии.

После окончания десятилетки наша героиня возвращается к родителям в Москву и поступает в Музыкальное училище имени Гнесиных на эстрадно-джазовое отделение.

Но на первом же году обучения для Елены Заремба становится очевидной одна простая вещь: ей всю оставшуюся жизнь придется петь по ресторанам и другим злачным местам (в то время судьбы джазовых исполнителей складывались именно так), поэтому она после окончания училища поступает на вокальное отделение Российской академии музыки имени Гнесиных. Еще будучи пятикурсницей она становится солисткой Большого театра, где и работает до 1996 года. В 1989 году, во время гастролей Большого театра в миланском Ла Скала, давали оперу «Жизнь за царя» Глинки. После блестящего исполнения Еленой партии Вани певица получила международное признание, то есть буквально на следующее утро проснулась знаменитой: все газеты пестрели заголовками с ее фамилией.

— …И тут на меня навалились импресарио с массой интересных предложений. Так я оказалась в ведущих театрах мира. Трудно все перечислить: Ковент-Гарден, Ла-Скала, Метрополитен-опера, Гамбургская государственная опера, Опера Бастилии, Опера Бильбао, Баварская государственная опера, Венская государственная опера, Театро Реал в Мадриде, Театро Лисео в Барселоне, Театро Маэстранца в Севилье, в Болонии, Модене на юбилее Лучано Паваротти... Сначала Лучано пригласил меня участвовать в своем первом проекте с участием его друзей, позже ещё в нескольких проектах. Работала с Франко Дзеффирелли, практически со всеми ведущими дирижерами от Ливайна до Клаудио Аббадо.

— Удивительно, вы вторая из моих земляков, кто работает с Ковент-Гарден!

— А кто еще?

— Борис Ефимович Грузин. Он по сей день дирижирует в Ковент-Гардене, но только балетными спектаклями.

Елена Заремба востребована в самом широком репертуаре, но, безусловно, пять самых востребованных русских опер — это «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Князь Игорь», «Хованщина» и «Борис Годунов». Кажется, она перепела весь репертуар русской оперной классики и международной, одну только «Кармен» исполнила более 280 раз. Поет партии в операх Верди, Вагнера, Сен-Санса, исполняет Малера, Берлиоза...

— Елена, Анна Нетребко как-то раз в интервью сказала, что она никогда не пела в Большом, но активно работает в Мариинке. А как у вас складываются отношения с этим театром?

— Никак, ровно наоборот. Я работала с маэстро Гергиевым — как с дирижером — в его зарубежных проектах. «Евгений Онегин» Чайковского — партия Ольги в Метрополитен-опера в 2007 и в 2013 партия Лариной.И во многих других.

— Вы замечены в работе с самым востребованным в Европе русским оперным режиссером Дмитрием Черняковым. Как вам с ним контактируете?

— Митя! Он удивительно интересный человек, увлекающийся. Я работала с ним в двух проектах — это «Руслан и Людмила» на открытии Большого театра после ремонта ( за эту работу я была номинирована на золотую маску, как лучшая актриса в опере и «Иоланта» в Париже в Пале Гарнье.

— «Иоланта» — это та постановка, которая идет в паре со «Щелкунчиком»? И как она вам, особенно в паре?

— Вы верно заметили: «Щелкунчик» нельзя считать удачей — как Чернякова, так и весь театр за него сильно критиковали. Конечно, выпустить принципалов танцевать на высоченной шпилке — это, наверное, неправильно.

— Чего стоит только вальс снежинок, когда с неба летят черные хлопья пепла, а на сцене одетые в фуфайки женщины то и дело падают в грязь…

— Вы знаете… у Мити есть одна особенность — он часто хочет быть в тренде или просто противостоять традициям, всему наперекор. По-моему это не всегда правильно. Но мне очень нравится с ним работать. Это один из самых интересных режиссеров и то, так, как он работает с певцами — так мало кто умеет. Он полон идей — необычных, неожиданных. И мне это нравится.

— Будут ли еще проекты с Дмитрием?

— Думаю, да!

— Как случилось, что вы вернулись в Россию? Каковы ваши планы?

— Я никуда не уезжала и никуда не возвращалась. У меня не было здесь импресарио (кстати, это большая проблема в России). А тут однажды позвонил один знакомый и предложил проехаться по России с камерным репертуаром. Мне даже концертмейстера предложили, Антонину Кадобнову, эта девушка оказалась моей большой удачей.

— Вы будете продолжать такие выступления?

— Конечно, мне это интересно, я получаю предложения из разных городов, сегодня встречалась с директором вашего академического симфонического оркестра, обсуждаем с ним возможность совместной работы. Как я поняла, и ДК «Энергия» не останется в стороне: здесь замечательные руководители, они нам очень помогли. Я понемногу осваиваю мировую «золотую» эстрадную классику и одну песню исполнила на концерте в Новосибирске.

…Да, концерт был замечательный, и пела она без пауз до тех пор, пока не устала стоять на ногах. Даже в этом проявились железный характер и уважение к публике: ведь незадолго перед выездом в Новосибирск она сломала ногу и передвигается с помощью костыля…

Под конец беседы я задал Елене Арнольдовне вопрос профессионального характера.

— Руководство театра оперы и балета нам давно уже всячески внушает мысль , что с посещением оперы есть проблемы по всему миру, поэтому у нас оперный репертуар сократился до минимума, и новые постановки — это либо детские оперы, либо комедийные. Это правильно, как вы думаете?

— Глупость полнейшая! Опера во всем мире доминирует над балетом и стоит, кстати, гораздо дороже. Балет во всех крупных театрах присутствует, но уж точно никак не конкурирует с оперой.

Засилье балета — это чисто русское явление. Опера — жанр серьезный и требует к себе серьезного и вдумчивого отношения. Да и музыка в опере намного сложнее: здесь публику нужно специально подготавливать, необходимы масштабные постановки, поиск новых форм, новых голосов. Только тогда будет результат!

Александр САВИН, «Новая Сибирь»

Фото Алексея ИГНАТОВИЧА

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.