Филармонический камерный оркестр вернулся с гастролей

0
3200

Концерты состоялись в Таллинне, Йыхви и Санкт-Петербурге. В городах Эстонии оркестром дирижировал Андрес Мустонен, а на концертах, которые прошли в рамках фестиваля MustonenFest ,по традиции сцену делят уникальные солисты, инструментальные коллективы и эстонские хоры высочайшего уровня. Это яркий фестиваль дирижера Мустонена, один из самых значимых в Эстонии. Оркестр исполнил Тройной концерт для скрипки, виолончели и фортепиано Л. Бетховена, произведения П. Чайковского, Г. Канчели. Знаковым моментом стала мировая премьера нового сочинения Иосифа Барданашвили, посвященного учителю и близкому другу Гии Канчели. Композитор лично присутствовал на премьере и выразил восхищение профессиональным уровнем оркестра.

Говорит главный дирижер оркестра Алим Шахмаметьев.

— Вслед  за эстонскими концертами был Санкт-Петербург. Меломаны Северной столицы ожидали приезд наших музыкантов с ажиотажным интересом: оркестр почти семь лет не играл в Петербурге. Мы привезли две принципиально разные программы. 9 февраля в Концертном зале Мариинского театра был представлен романтический репертуар. Концерт открылся «Сюитой для альтового тромбона и струнных» Коррадо Сальетти. И хоть Сальетти наш современник, его Сюита отлично «ужилась» с Серенадой Антонина Дворжака и «Воспоминанием о Флоренции» Петра Ильича Чайковского. Солировал в этот вечер лауреат I премии Конкурса Чайковского Алексей Лобиков.

С этими шедеврами я  не раз выступал в различных программах как с камерными, так и с симфоническими оркестрами. И вот ,наконец , выдался счастливый случай свести всё этос нашим филармоническим камерным оркестром. Это был настоящий подарок меломанам! Я очень благодарен Санкт-Петербургскому Дому музыки и лично Сергею Павловичу Ролдугину – именно он сделал это сотрудничество возможным. Виртуозная техника, интеллигентная манера исполнения, потрясающее владение звуком – и это лишь некоторые качества, которые отметили как постоянные слушатели Мариинского театра, так и наши музыканты. Очень надеюсь, что нам удастся в будущем привезти Алексея Лобикова в Новосибирск для участия в концертах абонементов нашего оркестра.

Серенаду Дворжака и «Воспоминание о Флоренции» Чайковского можно считать визитной карточкой нашего коллектива. Эти два чрезвычайно сложных сочинения обычно не исполняются вместе в один вечер – во всяком случае, ни я, ни мои коллеги не смогли припомнить такой пример в мировой практике. Для любого оркестра исполнение каждого из этих сочинений – это преодоление высокой планки мастерства. Именно по настоянию Мариинского театра (а там уже знают о наших высоких исполнительских достижениях по прошлым гастролям) мы привезли сразу оба эти шедевра. Конечно, уже только наличие в афише двух этих сочинений в один вечер вызвало неподдельный интерес — как меломанов, так и профессионалов. Несмотря на то, что и Дворжака (и уж тем более Чайковского) мы не раз уже исполняли, эти сложные партитуры всё равно требуют кропотливой репетиционной работы.

В условиях Мариинского театра это для гастролёров просто невозможно: залы очень заняты (в тот же день в Концертном зале давали «Волшебную флейту»). После окончания дневного спектакля и разборку сцены нам оставалось меньше часа на репетицию. И это при том, что у нас программа идёт более полутора часов…

Как мы уже знаем, акустика в этом зале настолько детализирована, что необходимо не просто проиграть программу перед концертом (а у нас не было даже этой возможности), но корректировать некоторые исполнительские штрихи, фразировку, даже паузы. Недаром Концертный зал Мариинского театра считается одним из лучших в мире – он открывает исполнителям практически безграничные возможности, и этими возможностями мы обязательно должны воспользоваться! Отмечу не без гордости: наши музыканты не просто блестяще выполнили эту сверхзадачу, но и продемонстрировали беспрецедентно высокий уровень мастерства, «завели» и накалили весь зал. В тот вечер мы могли бисировать гораздо дольше, но мне пришлось «волевым решением» увести оркестр со сцены: ведь впереди была ещё сложнейшая программа на следующий день.

Российский союз композиторов пригласил нас участвовать в проекте «Игра двух городов». Концерты проекта проходят в Москве и Санкт-Петербурге, отсюда и такое название. Нетрудно догадаться, что раз организатором стал Союз композиторов, то и в программе естественным образом присутствуют сочинения современных музыкантов, — в нашем случае петербургских. Для нас это уже традиционно: мы не впервые в Петербурге исполняем такую музыку. Достаточно вспомнить, что в марте 2009 года именно наш оркестр участвовал в Юбилейном концерте Бориса Ивановича Тищенко. Мы тогда играли его вокальный цикл «Бег времени» и петербургскую премьеру Восьмой симфонии. Позже были проекты со Светланой Крючковой и с Семёном Альтовым, в которых тоже звучали премьеры сочинений петербургских композиторов.

10 февраля мы, не изменяя своей традиции, исполнили в Петербурге две премьеры: «Сонату ин Щ» Б. Тищенко и его же Вокальный цикл на стихи Цветаевой – в данном случае это была премьера версии для камерного оркестра, созданной специально для нас Леонидом Резетдиновым. Помимо этих двух опусов петербургская публика в первом отделении концерта услышала в нашем исполнении «Сонату памяти любимого учителя» Светланы Нестеровой и «Рок-токкату» Леонида Резетдинова. Таким образом, первое отделение концерта представляло собой «Планету Тищенко»: Борис Иванович и его ученики. Второе отделение открылось «Весенним концертом» Сергея Михайловича Слонимского. Это сочинение тоже уже можно назвать визитной карточкой нашего оркестра.

И особенно  – Юлии Рубиной, нашего концертмейстера. Именно с ней мы исполняли европейскую премьеру этого концерта в Нидерландах. Я привёз видеозапись того концерта Слонимскому, он пришёл в неописуемый восторг. С тех пор он очень ждал возможности вживую услышать именно исполнение Рубиной. И мы направлялись в Петербург с намерением исполнить его мечту. К сожалению, судьба распорядилась иначе, 9 февраля Сергея Михайловича Слонимского не стало… Интерпретация Юлии Рубиной однозначно была признана петербуржцами лучшей – а ведь концерт написан в 1983 году, и с тех пор был исполнен не одним десятком выдающихся музыкантов современности. «Закреплению» успеха на ниве музыки композиторов-современников способствовало исполнение фрагментов «Русских сезонов» Леонида Десятникова – и там Юлия Рубина продемонстрировала чудеса перевоплощения: ведь в сравнении с «Весенним концертом» Слонимского сочинение Десятникова написано в абсолютно иной эстетике. Я сейчас не смогу однозначно сказать, какой репертуар был более удачным. Залы были переполнены. И это говорит о том, что у нашего филармонического камерного оркестра в Петербурге сформировалась постоянная публика, и даже семилетний перерыв в общении не смог разрушить эту любовь.

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.