Второй фестиваль современной российской фотографии «Россия. XX-XI век» — самое крупное событие среди фотовыставок, которые заполнили галереи Новосибирска.
Этим летом в Новосибирске начался настоящий ренессанс художественной фотографии. В краеведческом музее прошла выставка у Яны Колесинской, в ГПНТБ — у Ольги Махлеевой, в областной научной библиотеке — у Валерия Панова и Антона Веселова, а центр изобразительных искусств показал совместный проект Союза художников и Союза фотохудожников «Театр начинается с выставки». А чуть позже художественный музей представил новосибирцам нечто еще более грандиозное — Второй фестиваль современной российской фотографии.
Фотовыставка «Россия. XX-XI век», которая во второй раз проходит в нашем городе и претендует на статус биеннале, состоит из восьми коллекций, созданных ведущими российскими фотографами второй половины прошлого века и начала нынешнего. По словам организаторов, идея фестиваля состоит в том, чтобы представить важнейшие имена отечественного фотографического искусства на музейных площадках по всей России. И все же подход к подбору работ был весьма нестандартным: главной целью ставилось не демонстрация экспозиций снимков самых знаменитых фотозвезд, а желание познакомить зрителей именно с тем, что может быть важным и интересным именно сегодня, а не двадцать лет назад.
Три года назад инициатором фестиваля выступил новосибирский бизнесмен, увлекающийся фотографией, Василий Василец, который старается не слишком афишировать свою причастность к этому большому проекту. На вопрос, почему его имя даже не упоминается в числе организаторов, идейный вдохновитель фестиваля, соавтор концепции и меценат поясняет свою позицию следующим образом:
— У меня не стояла задача рекламировать себя каким-то образом. Да, я руководитель фонда развития российской фотографии «Вместе», который предоставил часть работ, но этот второй фестиваль — сборный, в нем участвуют еще четыре художественных института. И изначально я хотел сделать проект, который представлял бы не меня лично, а широкий спектр российской фотографии. Именно так сложилась идея, которая оказалась интересной не только мне — крупные российские фотографы тоже заинтересовались и стали отбирать свои коллекции именно в рамках фестиваля. Слава богу, что все это вообще удалось собрать вместе и привезти в Новосибирск: хорошо, что художественный музей смог найти какое-то дополнительное финансирование. Это вообще отдельный разговор о том, как цивилизованно нужно организовывать выставки. Привлекать обычного зрителя — это комплексная задача, которую нужно решать очень серьезно.
А на вопрос, можно ли считать этот проект благотворительным, Василий ответил:
— Не знаю, насколько точно было бы так его назвать, но он явно не медийный. Может показаться смешным, но это проект, который нам удалось организовать на основе отсутствия финансирования. И сами участники проекта понимают, что все это существует не ради денег, а ради какой-то совершенно иной цели: показать по всей стране хорошо подобранные коллекции. Будет ли биеннале? Да, так мы предварительно договорились с художественным музеем. Два раза уже провели, а что будет через пару лет — я не знаю: на фоне того, что сейчас происходит в стране, трудно что-либо предсказывать. Жизнь покажет.
Что касается непростой организации выставочного пространства, Василий Василец особо отметил, что выставка получилась очень неоднобокой, с «сюжетом», как в хорошем кино: кому-то может не понравиться Валерия Корешкова, а кому-то понравится Игорь Гаврилов, а потом, скорее всего, все сойдутся на признании работ Владимира Вяткина, но зато общая экспозиция никого не оставит равнодушным.
Но главное, на чем настаивает инициатор проекта, — так это на важнейшей роли, которую сыграла в организации фестиваля его куратор Ирина Чмырева.
— Сами фотохудожники, конечно, никакие не кураторы. Создавать работы — совсем не то, что играть с пространством. Разместите неправильно даже самые хорошие работы — и эффект будет совсем другой. Ирина в этом году сделала больше работы, чем я, поэтому именно ее следовало бы назвать первым лицом фестиваля — она готовила выставку, вела переговоры с московскими организациями… Она человек с огромнейшим опытом, один из лучших кураторов в этой области даже не в России, а в мире. Она владеет даром составлять экспозиции, на первый взгляд совмещая несовместимое: черно-белые фото с цветными, портреты дирижеров с портретами атлетов… При этом такой подход помогает добавлять специальные акценты, чтобы зритель шел по залам «со смыслом».
Ирина Чмырева работает в Научно-исследовательском институте теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств и является одним из главных специалистов в области фотографии в стране. И к критериям отбора она относится очень серьезно:
— Я думаю, что соединение совершенно разных авторов позволяет делать этот проект более просветительским. В моем представлении документальная фотография требует близкого (буквально физически близкого) подхода. Потому что, когда вы смотрите на большой снимок, вам кажется, что вы его сразу целиком увидели, и вы стремитесь пойти дальше. А когда перед вами маленькая вещь, в ней нужно рассматривать детали. Поэтому я и не могу сказать, что в современной выставочной практике фотографии нужно делать исключительно только большие размеры или только маленькие.
Ирина признает, что существует серьезная проблема, когда для создания некоторых крупных проектов приходится оценивать тысячи фотографий:
— Мне неинтересно, когда выбирают и оценивают по принципу наличия наград всевозможных международных конкурсов, для меня важно показать автора, отличающегося своим неповторимым стилем. Очень непросто бывает работать со стажерами — девочками и мальчиками, которые, отсматривая фотографии, стараются выбирать что-то похожее на то, что они уже когда-то видели.
В рамках фестиваля представлены восемь коллекций фотографии, созданных в разных стилях, — цветные и черно-белые, но все они объединены общей темой — Россия.
Это и оптимистические фоторепортажи 1970—1980-х годов Владимира Ролова и Валерия Корешкова, и непарадные портреты, увиденные «человеком из толпы», Михаила Дашевского, и яркая фантастическая столица, созданная в воображении Николая Драчинского. Неожиданными для зрителей станут и снимки Анатоля Садермана, классика аргентинской фотографии 1930—1980-х годов, и коллекция Екатерины Соловьевой, посвященная жизни маленькой общины карел. Экспозиции Владимира Вяткина и Игоря Гаврилова — грандиозный фоторепортаж об изменениях в стране в 1980—1990-е годы.
С творческими людьми непросто работать, и фотографы здесь не исключение. Например, Игорь Гаврилов прошел путь от штатного работника «Огонька» до фотожурналиста Time, но критическое отношение к своей работе у него до сих пор сохранилось очень жесткое.
Ирина Чмырева вспоминает, как полтора года назад попала в непростую ситуацию:
— Захожу к нему как-то раз и и вижу: прямо у дверей стоят пластиковые пакеты, полные слайдов — в хороших таких фирменных рамочках журнала «Тайм». Спрашиваю: «Игорь Викторович, что это?» А он: «Это на помойку». Пришлось деликатно объяснять, что пусть даже ему в данный момент всем этим заниматься некогда, но ведь у него же есть дети и внуки, которым может пригодиться. Если заинтересуются — им будет на что жить. Покажется ненужным — у них есть мой телефон. Но это только в том случае, если сейчас все это не будет выброшено…
Экспозиция «Россия. XX-XXI век» занимает сразу два этажа музея, поэтому нет ничего удивительного в том, что Ирина Юрьевна подтверждает растущий интерес публики к этому жанру:
— Не секрет, что фотография на протяжении тридцати лет постепенно становится востребованным и любимым публикой объектом экспонирования столичных российских музеев, московская и петербургская публика уже настроена на понимание и приятие современной фотографии. Но между столичной культурной жизнью и жизнью регионов до сих пор сохраняется разрыв. И даже те музеи и зрители в регионах, кто желает быть причастным к современной культуре, далеко не всегда имеют возможность знакомиться с достижениями фотографии, и в первую очередь ведущих отечественных мастеров. Фестиваль современной российской фотографии призван устранить этот разрыв в уровне жизни в столицах и регионах России и сделать российскую фотографию знакомой и принятой широким российским зрителем.
Второй фестиваль современной российской фотографии «Россия. XX-XI век» организован Новосибирским государственным художественным музеем, творческим объединением современной российской фотографии «ВМЕСТЕ», совместно с Музеем Москвы и Международным фестивалем фотографии PhotoVisa при поддержке Российской академии художеств.
Петр ГАРМОНЕИСТОВ, «Новая Сибирь»
Фото Евгения Иванова, Анатоля Садермана, Владимира Вяткина, Игоря Гаврилова, Николая Драчинского