В Новосибирске состоялись выступления национальных коллективов и оркестров русских народных инструментов из Сибири под эгидой IV международного фестиваля «Струны Сибири».
МУЗЫКАЛЬНЫЙ фестиваль «Струны Сибири» проходит в Новосибирске в четвертый раз. И его вполне можно назвать событием уникальным и эксклюзивным в масштабах всей страны. На то есть несколько причин. Начать с того, что это фестиваль оркестров, которые к нам выбираются не часто. За последние полгода Новосибирск посетили «Виртуозы» Спивакова, камерный оркестр «Виртуозы Италии», «Солисты Москвы» Башмета (камерный ансамбль) и Российский национальный оркестр с Михаилом Плетневым. Здесь же в течение четырех дней филармония принимает целых пять коллективов. Причем не только из близлежащих городов, как это было в самом начале, на региональном этапе фестиваля. Далее его статус поднялся до всероссийского, и на восьмом году своей жизни он стал международным.
Если в работе первых трех биеннале участвовали исключительно русские народные инструменты, то теперь к ним присоединились еще и казахские, тувинские, белорусские — расширив наш угол зрения и слуха, раздвинув наше представление о народной и мировой музыке. И наконец, самобытность фестиваля проявляется и в том, как проходят сами концерты.
В один вечер на одной сцене встречаются два оркестра, соперничая или дополняя друг друга, что дает пищу для всевозможных сравнений и сопоставлений, а также формирует объемное восприятие музыкальных народных традиций. Финал, как правило, собирает вместе добрую половину участников фестиваля. На этот раз в заключительном концерте на сцену Государственного концертного зала имени Каца вышли четыре оркестра. Два в первом отделении (казахский и белорусский) и два сибирских во втором: наш и красноярский, образующие Сводный оркестр Сибири с примкнувшими интернациональными солистами и ансамблем «Маркелловы голоса». Это более 300 музыкантов.
Фестиваль проходил в рамках региональной составляющей федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура» и организован Министерством культуры Новосибирской области, Новосибирской государственной филармонией, Русским академическим оркестром. В программе были встречи с юными музыкантами, мастер-классы и гастроли по Новосибирской области. Впервые приехавший к нам коллектив из Караганды выполнил все пункты программы.
Академический оркестр казахских народных инструментов имени Таттимбета, объездивший полмира, открывал фестиваль и стал подлинным его открытием. Погрузил Новосибирск в казахскую музыку, представил фольклор и нынешних композиторов, песни, оперные арии… И, конечно, общую картину дополнили национальные костюмы и инструменты: домбра, кобыз, пришедшие из древности и модернизированные, усовершенствованные, что позволяет играть сегодня на них и скрипичную виртуозную музыку…
Удивил публику и Русский камерный оркестр из Барнаула, создавший целое театрализованное представление, где каждый из 14 участников — солист и артист (чего стоит выход на авансцену бас-балалайки в композиции «Валенки»). Не акцентируя в своей фестивальной программе фольклор, алтайский коллектив, тем не менее, напомнил слушателям о том общем, что объединяет нас, — о традициях, истоках, корнях…
Следующий участник фестиваля — это Тувинский национальный оркестр, обладатель Гран-при нескольких международных конкурсов и фестивалей, выступавший на самых разных музыкальных площадках России и мира. Несмотря на внезапное перемещение в другой зал (вследствие технических причин), артисты быстро адаптировались к новым акустическим параметрам, и «фирменное» звучание диковинных исторических инструментов и древнего тувинского горлового пения нисколько не потерялось.
В тот вечер уже в одиннадцатом часу оставшаяся в зале публика внимала «Полету над Евразией» Красноярского филармонического русского оркестра, дополненного электрогитарой и дудуком, медными духовыми, мощной ударной «кухней», и вместе с музыкой перемещалась из Армении в Израиль, Италию, Украину, Японию, слушая не только их народную и авторскую музыку, но и рассказы о горах и долинах Италии и Румынии… Это был настоящий экстремальный ночной полет.
В третий день фестиваля сцену делили «старейшины»: Национальный академический народный оркестр Республики Беларусь и Русский академический оркестр Новосибирской филармонии. У обоих коллективов за плечами 90 лет стажа. Наш даже на пару лет постарше.
Символично, что фестиваль проходит в год 120-летия образования первого Великорусского оркестра в Новониколаевске-Новосибирске в 1900 году, — таковы последние изыскания музыкальных историков. Так что продолжение увлекательной истории сибирского исполнительства на народных инструментах непременно последует!
Марина ЛОГИНОВА, специально для «Новой Сибири»
Фото Михаила АФАНАСЬЕВА