Июнь в Новосибирске пройдет под знаком Летнего театрального фестиваля

0
107

Международный Летний театральный фестиваль, инициированный «Красным факелом», впервые пройдет в Новосибирске в июне этого года. Он станет преемником «Ново-Сибирского транзита» и представит новый взгляд на «суровую» Сибирь как место незабываемых встреч и теплых вечеров, наполненных театральным искусством. В своих программах смотр совместит конкурс лучших спектаклей трех регионов — от Урала до Дальнего Востока, блок приглашенных постановок и образовательный форум для деятелей российского театра и участников международной резиденции.

лай

«Новосибирск — динамично развивающийся в сфере театра город, — рассказывает руководитель театра «Красный факел» и генеральный директор Международного Летнего театрального фестиваля Антонида Гореявчева. — Ежегодно к нам на гастроли приезжают спектакли со всей России, однако именно встреча на одной фестивальной площадке позволяет театрам трех крупнейших регионов вступить в творческий диалог, объединиться, осмыслить процессы в театральном искусстве с позиции территории. Мы хотим, чтобы, приехав на Летний фестиваль, театральные деятели из разных регионов России, дружественных стран и, конечно же, зрители оказались в едином коммуникационном потоке, погрузились в атмосферу праздника, стали активными участниками формирования современной культурной среды. Мы уверены, что наш фестиваль станет кластером, где глубоко ощущаются важные для профессионального сообщества смыслы и укрепляются интернациональные связи, источником новых творческих идей и ярким событием, о котором не забывают, которого ждут, которым гордятся».

Международный Летний театральный фестиваль — преемник «Ново-Сибирского транзита», продолжающий развивать лучшие традиции межрегионального смотра-конкурса и вместе с тем наполняющий свои программы новыми концептуальными смыслами. В центре внимания окажется творческое состязание: с 8 по 21 июня на театральных площадках города будет представлено 11 лучших спектаклей Сибири, Урала и Дальнего Востока. Лидеров последних двух сезонов в конкурсную программу отобрал экспертный совет, рассмотрев 102 заявки от 63 театров из 44 городов.

В список победителей попали «Сердце Пармы» и «Коридор» Пермского академического Театра-Театра, «Профессор Сторицын» Новокузнецкого драматического театра и «Котлован» новосибирского «Старого дома», «Простаковы» Театра драмы Кузбасса (Кемерово) и «Маленькие трагедии» Красноярского драматического театра им. А. С. Пушкина, «Бесы» новосибирского «Красного факела» и «ва-ва» Березниковского драматического театра, «Якут, превратившийся в злого духа» Нюрбинского передвижного драматического театра, «Господа Головлевы» Лысьвенского театра драмы и «Биография из леса» Тюменского драматического театра.

«Нам удалось отобрать одиннадцать интересных и отражающих современные театральные поиски спектаклей, — уверена председатель экспертного совета Международного Летнего театрального фестиваля, театровед и театральный критик Наталия Каминская. — Заметны ли были некие сегодняшние тенденции в том большом массиве спектаклей, которые мы отсмотрели? Пожалуй, основная — это то, что доля постановок классических текстов оказалась гораздо больше доли текстов современных. Внутри же этой «классической» тенденции видны активные попытки актуализировать старые тексты. Притом, разными способами: от привычного, традиционного акцентирования тем, оказавшихся близкими именно сегодняшнему зрителю, до переносов событий в другую историческую реальность и предметную среду, до серьезной литературной переработки текстов. Интересно и талантливо может быть по-прежнему и то, и другое, однако отчетливой тенденцией современного российского театра можно считать именно активный диалог с классической литературой. Наиболее, на наш взгляд, любопытные спектакли такого типа, разумеется, вошли в афишу этого фестиваля».

Наследуя «Ново-Сибирскому транзиту», Летний фестиваль по по-прежнему будет объединять большое профессиональное комьюнити трех крупнейших российских регионов, однако точкой притяжения его интересов станет актер: многообразие актерских школ, отказ от стереотипов в профессии, глубокое исследование и развитие школы артиста.

В связи со сменой акцентов изменится и система премирования: четыре из восьми премий Летнего театрального фестиваля станут актерскими и получат имена звезд краснофакельской сцены — народных артистов Анны Покидченко и Владлена Бирюкова. Работы создателей спектакля (режиссер, художник, композитор и др.) будут отмечаться жюри двумя специальными премиями. Отдельная награда предназначается работе театрального цеха — право выделить кого-либо или целую команду закулисья предоставлено экспертному совету. Еще одна премия — именная премия Веры Редлих — будет присуждаться за вклад артиста или режиссера в развитие российского театрального искусства.

Помимо конкурсной программы в рамках МЛТФ пройдет театральный форум «Актер и его мастерство: XXI век», ориентированный на профессиональное сообщество. Дискуссионное направление форума рассчитано на два дня, в течение которых участников ждут встречи, лекции и мастер-классы с ведущими практиками современного театра. К диалогу будут приглашены актеры театров конкурсной афиши, режиссеры, студенты и педагоги профильных вузов, театральные деятели из России, включая новые регионы (по сообщению Министерства культуры Новосибирской области, уже достигнута договоренность о приезде творческих лидеров из Донецкой Народной Республики), и дружественных стран.

«Сибирь знаменита актерскими самородками. Именно актер был и остается главной составляющей театральной культуры этого огромного пространства. Поэтому не случайно именно артист оказался в центре концепции Международного Летнего фестиваля, — подчеркивает художественный руководитель театра «Красный факел», президент МЛТФ Андрей Прикотенко.  —  В своей репертуарной работе «Красный факел» много размышляет о состоянии актерской профессии в современном мире. Что такое актер сегодня? Как должна изменяться актерская техника, основанная на базовых принципах системы Станиславского, в наши дни? Как влияет жизнь за стенами театра на то, что делает артист на сцене? Каким образом отражается время на способе его существования в среде конкретного спектакля? Именно вокруг этих вопросов и будет построена дискуссионная и образовательная программа нашего форума, спикерами которого станут ведущие театральные деятели и практики современного российского, и не только российского, театра».

Третьей, но, безусловно, не менее ожидаемой программой фестиваля станет гостевая, куда будут приглашены коллективы, территориально не затрагивающие географический профиль смотра-конкурса или не вписывающиеся в конкурсный цикл, но играющие яркую роль в современном российском театральном процессе. С 8 по 13 июня Новосибирск ждут показы спектаклей «Тартюф» режиссера Евгения Писарева и «Последнее лето» в постановке Данила Чащина московского Театра Наций и «Калечина-Малечина» (режиссер Сойжин Жамбалова) Няганского ТЮЗа, а 22 июня ‒ «Преступление и наказание» (режиссер Мотои Миура) Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова (Санкт-Петербург). Таким образом, насыщенная внеконкурсная программа откроет и закроет новый фестиваль, в центре которого будут биться сердца спектаклей Сибири, Урала и Дальнего Востока.

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото Василия ВАГИНА и Фрола ПОДЛЕСНОГО

 

 

 

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.