Июнь традиционно завершает театральный сезон, однако театры Новосибирска не собираются отправляться в отпуска, не выдав зрителям солидную порцию ярких впечатлений. В городском репертуаре заявлено четыре премьерных названия — от детских сказок в оперном изводе до современных драматических интерпретаций классической прозы. Какой замысел окажется успешным, а какой пролетит мимо кассы, скоро узнаем. Пока же внимательно изучаем планы.
НОВАТ продолжает по опере складывать свою «Пушкиниану». В прошлом сезоне в репертуар концертного зала вошел спектакль «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», а нынешним летом появится «Сказка о рыбаке и рыбке». Оперу Александра Кулыгина, много и разножанрово писавшего для музыкального театра, впервые в Новосибирске интерпретируют режиссер Вячеслав Стародубцев и художник Тимур Гуляев. Свое лирическое сопрано морской владычице подарят солистки оперной труппы Диана Белозор, Галина Петкевич и Дарья Шувалова. И ветхая землянка, и старуха, и золотая рыбка, и сам несчастный рыбак, вдруг поймавший в сети говорящее чудо, переберутся на Русский Север, где вступят в трепетные отношения с первозданной и хрупкой красотой почти заповедного края. Беломорские узоры, щедро обеспечившие референс для художественного оформления спектакля, не только защитят от злых сил, но и помогут наглядно убедить публику в том, что непомерно раздутые амбиции ‒ самый верный путь к разбитому корыту.
И все же главную интригу по июньским премьерам держат драматические театры «Старый дом» и «Красный факел». Для каждой труппы финальный спектакль ‒ важный шаг в новейшей биографии. Ни для кого не секрет, что 2023 год оба коллектива начали с серьезных перемен в руководящем составе, так что под занавес сезона театры представят плоды трудов заступивших на ответственный пост команд и, хочется верить, сделают заявку на успех новой художественной программы.
Первым свою работу презентует «Старый дом». 8, 9 и 10 июня зрители увидят премьерные показы спектакля «Котлован». Одноименную повесть Андрея Платонова поставит главный режиссер театра Антон Федоров — и для Новосибирска путешествие в пространство метафизической стройки, где люди из века в век роют «котлован повседневности» ради иллюзорного будущего, станет знакомством с творческим почерком нового худрука и демонстрацией обретения общего языка с артистами, которые прежде с мастером не работали.
Повесть «Котлован» написана в диковинном платоновском стиле. Герои хитросплетенного повествования – рабочие и крестьяне «эры коллективизации» – копают гигантскую яму, чтобы заложить фундамент под здание светлого будущего. Но режиссёра Антона Федорова больше увлекает экзистенциальная поэзия Платонова, чем исторически-социальный контекст повести, декларирующий определённое мироустройство.
«Тебе говорят: «Всю жизнь нужно непременно что-то искать, и тогда оно обязательно будет!» Но эта тема ничего не вызывает, кроме сочувствия – к себе и людям вокруг, — утверждает режиссер спектакля «Котлован» Антон Федоров. — Мы рассказываем некую поэтичную историю о том, что настоящего у нас нет, а есть только манящее, великое и пугающее будущее. Мы проживаем всю жизнь в состоянии «нас непременно ждёт что-то очень хорошее», но при этом абсолютно нивелируется твоё здесь и сейчас. Никто не знает ответа на вопрос «A как выглядит хорошее настоящее?», потому что никто не дошёл и не дожил до этой точки. Наше сознание постоянно прокручивает картины будущего, чтобы не фиксировать себя в настоящем. Это история о том, где сейчас находится наше сознание, чего мы ждём от жизни и каковы наши цели, когда вдруг сняты все социальные шоры, а человек искренне и честно смотрит в мир?»
15 и 16 июня на большую сцену «Красного факела» выйдут «Мещане». В Новосибирске первую, тщательно обработанную и удачно привитую к русскому репертуару пьесу Максима Горького выпустит режиссер Семен Серзин. В творческом багаже постановщика более 30 спектаклей в театрах России, громкий режиссерский кинодебют «Человек из Подольска» и актерские работы в нашумевших фильмах. Действие «Мещан» в краснофакельском пасьянсе покинет пределы заданного драматургом века, распределение ролей на главные и второстепенные окажется нерелевантным, а в фокусе зрительского внимания окажутся потомки горьковских героев, каждый из которых особенно важен режиссеру в причудливой театральной канве.
Дом, семья, работа – владелец лакокрасочного завода Василий Бессеменов по-хозяйски считает, что позаботился о своем настоящем и о будущем детей. Замечает ли он, что этот дом хоть и полон родственников и квартирантов, но не обустроен, что взрослые дочь и сын маются от своей беспомощности, что все вокруг заброшено и недоделано? Обстановка накалена, то и дело вспыхивают ссоры – поколениям не удается найти общий язык. Все словно застыло в безвременье: потомки горьковских мещан и сегодня продолжают проживать однообразные жизни «на одном боку». Какое будущее ждет их – смогут ли они вырваться из замкнутого круга ‒ узнаем в июне.
Завершит парад летних премьер Новосибирский музыкальный театр ‒ и сразу мировой премьерой. Фантастический роман Александра Беляева «Человек, нашедший своё лицо» впервые увидит сцену 28 и 29 июня. Мюзикл композитора Ульяны Стратонитской и либреттиста Алины Байбановой поставит новосибирский режиссер Джемма Аветисян ‒ молодой, но уже зарекомендовавший себя мастер, которому удается ловко уходить от тривиальных сценических решений.
Действие «Человека, нашедшего свое лицо» происходит в вымышленной стране, а главным героем выступает успешный киноартист, чья уродливая внешность приносит ему большую популярность и не менее внушительную печаль: ведь за лицом, невольно вызывающим комический эффект, скрывается самый обыкновенный мужчина, которому нужны понимание, принятие и любовь. Но путь к мечте оказывается слишком неожиданным и тернистым.
«Речь в спектакле, конечно, не только о физическом преображении, которого так жаждет главный герой, — рассказывает автор либретто и стихов Алина Байбанова. — Проходя через страхи, сомнения, разочарования, предательство, он не теряет надежду, способность любить и видеть прекрасное, не ожесточается, и в конце концов побеждает рок. Его сияющий внутренний мир приводит к гармонии его внешность чередой как бы случайных событий и встреч. Да, история фантастическая, волшебная на первый взгляд, но ведь каждый сам выбирает измерение, в котором ему жить, и соответственно то, как жить и во что верить».
Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь».
Фото Виктора ДМИТРИЕВА, Дарьи ЖБАНОВОЙ, Василия ВАГИНА