Дирижер Арнольд Кац — одна из ключевых фигур в жизни Новосибирска, в формировании его духовного облика. Он сумел дать городу настройку на высокое искусство, сделать симфоническую музыку неотъемлемой и даже доминирующей частью культурного ландшафта города. Да, он создатель, основатель Новосибирского симфонического оркестра — высококлассного коллектива, ни в чем не уступающего современным ведущим оркестрам, — это было его мечтой, и она осуществилась.
В то же время сибирский маэстро постоянно работал со столичными коллективами, проводил порой с ними ответственные гастроли, ставил спектакли в ленинградском Малом оперном театре, участвовал в работе международного конкурса имени Чайковского... Да и в Новосибирском театре оперы и балета Кац поставил «вдохновенный» по его словам спектакль «Война и мир» Прокофьева, выдержавший 15 аншлагов, дирижировал балетами русских композиторов — «Спящей красавицей» Чайковского и «Раймондой» Глазунова, поставил сибирскую оперу — «Алкину песню» Георгия Иванова. Сотрудничал и с театром музыкальной комедии: здесь появился интереснейший спектакль «Нищий студент» Милёккера.
И все же, несомненно, главное его дело — создание почти что с чистого листа в Сибири, где не было еще ни консерватории, ни Академгородка — профессионального симфонического оркестра, и затем более полувека последовала самая активная и плодотворная вдохновенная работа с ним.
Это отнюдь не рядовой и не обычный, а совершенно особенный случай концертной практики. Безусловно, талант, безусловно, яркие лидерские качества, воля, умение вести за собой, поверить сначала в себя, а затем и в возможность осуществить задуманное, превратить мечту в реальность. Еще в середине прошлого века, в далеком 1956-м, он говорил: «Я хотел создать коллектив уровня ведущих оркестров Москвы и Ленинграда, ни много, ни мало!» И это удалось!
Здесь проявились и удивительные административные умения мастера. Произошло это, по его собственному признанию, на основе триединства — исполнительства, педагогики и административной деятельности: так удалось не только выстроить долгосрочную перспективу, но и реализовать программу роста коллектива. Он говорил о дирижировании как «человековедении» и одновременно «человековидении». Мог рассказать о любом музыканте своего оркестра, знал, кто чем дышит, ясно отдавал себе отчет в том, с кого и что можно требовать. Это был строго дифференцированный подход к каждому из более чем ста оркестрантов. «Я могу быть жестким, грозным, тираном, — признавался маэстро. — Однако мои музыканты прекрасно знают: я ценю профессионализм каждого. Люблю каждого из них. В нашем оркестре создана уникальная атмосфера. Общение дирижера с оркестром напоминает мне сеанс гипноза».
Вот уже 17 лет оркестр работает без своего создателя, но его по-прежнему называют «кацевским». Мало того, базируется и выступает он в концертном зале, названном именем лидера, — Государственном концертном зале имени Арнольда Михайловича Каца. И по-прежнему держит марку одного из ведущих оркестров страны.
***
По традиции оркестр открывает новый концертный сезон в день рождения маэстро — 18 сентября. Нынешний год — юбилейный: 18 сентября исполняется 100 лет со дня рождения Арнольда Михайловича, и этому будет посвящено немало интереснейших событий. Конечно, как всегда, будут представлены публике новые концертные программы с выдающимися музыкантами, превосходными солистами и дирижерами. Для многих посетителей филармонии это главное — концерты, но и в этой привычной для оркестра деятельности обязательно будет звучать юбилейная тема.
Как? Каким образом?.. Обращением, к примеру, к тем произведениям, что неоднократно оживали под руками Каца, формировали понятия музыкальной классики и современности у нескольких поколений новосибирцев. Или приглашением учеников, которых у профессора было немало, и сейчас они успешно работают в разных городах, не забывая об уроках своего учителя. Да мало ли сюрпризов готовит своим слушателям Новосибирский симфонический!
План юбилейных мероприятий включает в себя серию разноплановых концертных, просветительских и образовательных проектов. Здесь выставки, конференции, кинопоказы, даже демонстрация специально созданного для малышей мультипликационного фильма, доступно объясняющего, как взаимодействуют оркестр и дирижер.
Генеральный директор Новосибирской филармонии Ирина Устинова отмечает, что ряд концертных, просветительских и образовательных мероприятий, приуроченных к юбилею, задуман так, чтобы максимально объемно раскрыть масштаб личности Маэстро:
— Арнольд Михайлович Кац — одна из самых значимых фигур в культурной жизни Новосибирска, — подчеркивала она на пресс-конференции в ТАСС, — и мы запланировали большой спектр разноплановых событий ко дню его столетия, начиная со съемок документального фильма и заканчивая серией тематических экспозиций в музеях города. Планируется проведение большого семинара для филармонической среды РФ. Кац занимался этим, вопрос актуален и сейчас. С консерваторией планируем конференцию на тему искусства дирижирования. Освещение личности с разных сторон: дирижер, педагог-наставник, личность. Для молодежи, детей будут устроены виртуальные экскурсии внутрь оркестра. Надев наушники, попробовать стать дирижером, услышать оркестр изнутри. Подготовку к значимому юбилею мы начали с разработки и создания эксклюзивного стиля, который объединит всю палитру событий. Прорисованный с фото образ Арнольда Михайловича совмещен на этой эмблеме с цифрой 100.
Помимо специальных программ на главной сцене Новосибирской филармонии к этому событию приурочен большой гастрольный тур оркестра по городам России (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Тюмень и другие города), который состоится при поддержке Министерства культуры Новосибирской области и программы «Всероссийские филармонические сезоны». Для концертов подбирается репертуар, включающий любимые Арнольдом Михайловичем произведения.
Будет продолжено сотрудничество с фирмой «Мелодия». Предстоит новая запись оркестра на «Мелодии», это произойдет летом. Также речь идет об оцифровке уже существующих записей.
Важно, что в подготовке юбилея приняла участие и семья Арнольда Михайловича — в минувшем году в конце прошлого сезона состоялась встреча с внучкой Каца. Елена Петрушанская передала Новосибирскому академическому симфоническому оркестру архив легендарного дирижера: письма, фотографии, заметки и многие другие материалы, которые будут использованы при подготовке юбилейных мероприятий.
Марина ЛОГИНОВА, специально для «Новой Сибири»
Фото: Новосибирская филармония
Ранее в «Новой Сибири»:
Исидор Зак. Человек, которому невольно или вольно подчинялись все