Исидор Зак. Человек, которому невольно или вольно подчинялись все

0
1264

14 февраля исполнилось 115 лет со дня рождения выдающегося дирижера Исидора Аркадьевича Зака, отца-основателя Новосибирского театра оперы и балета. Именно он занимался в 1944 году формированием труппы нового оперного театра, именно он стал первым его главным дирижером, именно он провел первый легендарный спектакль — «Иван Сусанин» Глинки в заполненном до отказа двух с половиной тысячном зале театра 12 мая победного 1945 года, — именно таким, исходящим из самой яркой, высокой ноты, было начало общения дирижера и его создания — театра. Оно абсолютно точно не было ничуть поверхностным, несмотря на уход лидера через четыре года, в 1949-м, и расставание с ним на пару десятилетий.

Ведь было и возвращение. И этот период, начавшийся с 1968 года, называют «золотым веком» новосибирского театра.  Почти тридцать лет Исидор Аркадьевич отдал этому театру, проведя 20 из них на посту главного дирижера. Сегодня знак этого единства — присвоенное Малому залу театра имя Исидора Зака.

Уже самые первые его работы в Новосибирске были отмечены высокими наградами: «Иван Сусанин» принес ему и исполнителям главных партий звания заслуженных артистов РСФСР, а балет Игоря Морозова «Айболит», поставленный в 1947 году, получил Сталинскую премию.

Выдающийся новосибирский дирижер способствовал также развитию театров Львова, Харькова и Алма-Аты, был одним из основателей и главным дирижером театра в Челябинске. Но самым важным делом своей жизни считал все же Новосибирский театр: здесь он осуществил около 40 постановок оперных и балетных спектаклей, но, конечно, главной его любовью и заботой была русская опера. Это произведения Бородина, Даргомыжского, Мусоргского, Глинки, Направника, Рубинштейна — и не только они — поставленные в разное время. Оперы Чайковского, Римского-Корсакова в его исполнении звучали так, будто появились если не сегодня, по крайней мере — вчера, будто время остановилось, и не было всех прошедших десятилетий. Десятый спектакль  «Пиковой дамы» под руководством Зака захватывал и будоражил так же, как первый, в каждом был нерв и трепет. Знакомая музыка каждый раз была внове, в ней словно концентрировались все коллизии действия, внутренняя жизнь героев, все то, что еще не было, да и не может порой быть высказано.

При этом — точный выразительный жест, воля, которой нельзя не подчиниться, умение вести за собой.

— Если говорить об очень высоком, объемном качестве, — конечно, «Пиковая дама» была спектаклем Зака. Здесь все подчинялось его воле... — Так отзывался о своем коллеге дирижер Арнольд Кац. —  …Это был человек, которому невольно или вольно подчинялись все.

Понятно, что за всем этим стоял огромный труд, постоянное саморазвитие. Блестящую эрудицию, энциклопедические знания, острый ум маэстро отмечали все, кто работал с ним. Его называли дирижером-титаном — как, например, получивший в юности неоценимые уроки Зака знаменитый драматический оперный певец Владимир Галузин. От певцов, в которых было очень много вложено, не раз приходилось слышать, что те партии, что они готовили с Заком, споют, даже если ночью разбудят. Это знание и понимание — на всю жизнь.

 

Открывая новое

Исидор Зак умел открыть во многом знакомом, устоявшемся, ставшем эталонным нечто новое, что-то очень личное и сокровенное. Он умел и любил открывать таланты. Так, на прослушивании кандидатов для поступления в формирующуюся труппу в 1944 году, услышав Лидию Мясникову, тут же сказал: «Вы нам очень понравились. У вас хороший голос. Вы музыкальны. Я хочу ставить на вас «Кармен». И звезда будущей примы зажглась.

Впервые в стране он поставил несколько опер чешских композиторов, французскую оперу «Госпожа Бовари» Эммануэля Бондевиля (он хорошо знал французский, свободно мог на нем читать и писать, был избран почетным членом-корреспондентом Парижской академии изящных искусств). А также оперу сибирскую — став музыкальным руководителем и дирижером яркого сатирического спектакля «Необычайное приключение, или Ревизор» Георгия Иванова…

Не забудем и об открытии еще одного театра оперы и балета, Челябинского, также осуществленного дирижером Заком. Это произошло в 1955 году, через десять лет после создания театра в Новосибирске. 13 лет он руководил своим вторым детищем — поставил около 50 спектаклей, был награжден орденом Ленина. В память о выдающемся музыканте здесь проводился конкурс его имени.

Школа дирижеров

Конечно, сам дирижер прошел в свое время очень хорошую, крепкую, пожалуй, даже уникальную школу. Он начал заниматься музыкой в пять лет у легендарного педагога Берты Рейнгбальд. Это было в Одессе, где в том же возрасте он впервые увидел и услышал оперу «Жизнь за царя» Глинки (преобразовавшуюся затем в Новосибирске в «Ивана Сусанина»), и она произвела на чуткого ребенка неизгладимое впечатление, особенно сцена в лесу и ария «Чуют правду». В 13 лет будущий дирижер поступает в Одесскую консерваторию, а в 19 он уже выпускник Ленинградской консерватории. Его профессором был знаменитый Николай Малько, из класса которого вышли такие величины дирижерского искусства, как Александр Мелик-Пашаев, Евгений Мравинский, Илья Мусин, Борис Хайкин... Сегодня имя Исидора Зака тоже в этом ряду.

В 1928 году он дирижер Ленинградского театра музыкальной комедии, с 1929 по 1944 работал в театрах Владивостока, Хабаровска, Куйбышева, Днепропетровска, Горького. Так что когда 35-летний амбициозный и бескомпромиссный дирижер приехал в Новосибирск, за его плечами был двадцатилетний дирижерский стаж, огромный опыт работы.

Всю свою творческую жизнь он посвятил опере. И не уставал повторять, что самое главное в этой деятельности — безусловное уважение к воле автора. «Когда я занимался профессионально оперным дирижированием, принцип «как-нибудь и кое-как» был для меня абсолютно исключен», — подчеркивал он на склоне жизни.

А кроме абсолютных шедевров, которые непременно должны быть поставлены на любой уважающей себя оперной сцене, он считал, что всегда должно быть место и не столь удачливым созданиям великих художников музыкального театра. Так, благодаря Заку в единственном на всю страну театре в середине 1970-х можно было увидеть и открыть для себя «Орлеанскую деву» Чайковского, да и «Кащей Бессмертный» Римского-Корсакова, поставленный в 1979-м, не сказать, что царил на оперных сценах страны.

***

Одновременно с работой в театре профессор Исидор Зак преподавал в Новосибирской консерватории. Но все же, самый известный его студент учился у него в Алма-Ате — это Фуат Мансуров. Сейчас музыкальный внук Зака — ученик Фуата Мансурова Рустам Дильмухаметов — успешно работает в Новосибирской филармонии с различными коллективами, позиционируя себя как универсальный дирижер. Кто знает, может быть, и он тоже однажды придет к опере.

Марина ЛОГИНОВА, специально для «Новой Сибири»

Ранее в «Новой Сибири»:

Эдуард Артемьев: Я воспринимаю музыку как реку, или даже космос

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.