XIV Сибирский фестиваль снежной скульптуры впервые проводился в благоприятных погодных условиях.
НА РУБЕЖЕ веков, в миллениум, в Новосибирске состоялся первый Международный фестиваль снежных скульптур. Возник он под влиянием снежных фестивалей в японском городе Саппоро, по инициативе скульптора Санду Бортника и искусствоведа Владимира Назанского и сразу приобрел большую популярность, стал событием неотменимым. Традиция поддерживается уже 14-й год подряд: в Первомайский сквер к началу января вновь был свезен и утрамбован в параллелепипеды чистый снег. Старт Сибирскому фестивалю, который на этот раз лишился статуса международного и стал Сибирским, межрегиональным, был дан 8 января, а его итоги подводились в минувшее воскресенье на сцене перед елкой, установленной на площади Ленина. Вновь парк напоминает музей под открытым небом, а продлится экспонирование до 31 января.
Участие в фестивале приняли 15 взрослых,профессиональных команд из Барнаула, Бийска, Братска, Томска и других городов и 12 детских команд из местных образовательных учреждений, творчеству которых в начавшемся 2014 году как нельзя лучше сопутствовала погода — температура не понижалась до трескучих морозов, как это было в прошедшие годы. Никаких свирепых ветров, экстрима с угрозой обморожения, сплошная польза от пребывания на свежем воздухе. А потому деятельность ваятелей, вооруженных лопатками, стамесками, специальными лобзиками, сопровождалась пристальным вниманием наблюдателей и благожелательных болельщиков. Кстати, мнения прохожих, которых в Первомайском сквере всегда много, несколько не совпали с мнениями жюри. Критериями оценки изначально, согласно условиям конкурса, назывались актуальность темы, законченность художественного образа (что всегда достигалось), оригинальность и выразительность скульптур, техничность их выполнения. Жюри конкурса Сибирского фестиваля возглавил заместитель начальника департамента строительства и архитектуры мэрии Новосибирска, главный архитектор города Владимир Фефелов.
Взрослые команды работали с блоками 2,5×2,5 метра, высотой в 3 метра, а дети высекали скульптуры из заготовок 1×1 метр высотой 1,5 метра. Если в прошлом году ваятелям предлагалось отразить 120-летие Новосибирска и 100-летие со дня рождения маршала Покрышкина, то в этом году в качестве рекомендованных тем предлагались зимняя Олимпиада в Сочи, Год культуры в России и празднование Нового года и Рождества. Оттого не обошлось без «хорошего отношения к лошадям» — на площадке перед фонтаном в Первомайском сквере появились и наивная статуя весело ржущего коня, и коня, оседланного былинным богатырем. А первого места удостоилась композиция «В добрый путь», выполненная новосибирской командой в виде старинной ладьи с парусом, нос которой высечен в форме гордой лошадиной головы с курчавой гривой. Отчего-то наименее востребованной темой оказался Год культуры — вероятно, причина в том, что пока не сформирована какая-либо определенная символика этого мероприятия. Лишь команда из Братска выполнила образ композитора, вокруг которого витают ноты, очками похожего на Шостаковича. А вот образ города Сочи, где отныне не только темные ночи, а треки и лыжни всемирного значения, был воспринят скульпторами как весьма вдохновляющий. К примеру, иркутяне высекли крепкого сноубордиста на фоне олимпийской символики. А главную награду Сибирского фестиваля — Кубок мэра Новосибирска — снискала композиция омичей (команду лидеров возглавила Ольга Морозова) «Доплывем до Сочи!» — изображение моржей, лавирующих с ускорением к заветной цели. Действительно мастерская, оригинальная, полная юмора работа.
Церемонию награждения предварял парад «дедов морозов» — выступление духового оркестра, наряженного в красно-белые костюмы. Музыканты прошли маршем от сквера к главной сцене праздника, увлекая за собой зрителей. Сегодня зрители и составляют своеобразное народное жюри, фотографируясь возле особо понравившихся изваяний. Максимум симпатий и фотовспышек выпал на долю статуи веселящейся лошади.
Ирина УЛЬЯНИНА, «Новая Сибирь»
Фото Павла КОМАРОВА