Театр под руководством Сергея Афанасьева запускает сезон ‒ 36-й по счету и первый, полноценно стартующий в новом здании, где уже запущена работа большой сцены, камерного зала и арт-кафе. Силы творческой команды все еще направлены на восстановление спектаклей прошлого репертуара, но уже обещаны и свежие премьеры от художественного руководителя и его учеников.
Открытие сезона запланировано на 1 и 2 сентября. В эти дни зрители увидят самый масштабный проект последних лет ‒ дилогию «Анна» и «Левин» в постановке Сергея Афанасьева. Спектакль, создававшийся как сценический диалог двух основных сюжетных линий романа Льва Толстого «Анна Каренина», на новой сцене не только продолжил свое существование, но и обрел новый формат. Если первоначально показы дилогии шли в один день в течение 6 часов с 2 антрактами, то в этом сезоне спектакли будут демонстрироваться в два вечера, так что зрители получат возможность пролонгировать впечатления и приобрести настоящий театральный комбо.
29 и 30 сентября команда Городского драматического театра выпустит первую премьеру сезона, с которой давние поклонники труппы когда-то были знакомы. Главный режиссер Сергей Афанасьев возродит из театрального пепла одну из самых ярких постановок нулевых ‒ искрящий брызгами шампанского и разящей клинками иронии «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Спектакль по отрихтованной пьесе Бомарше ждет новая сценография от Олеси Беселия, «свежий» актерский состав и пересочиненное музыкальное оформление. Комедия, ставшая в свое время главным антидепрессантом театрального Новосибирска, сулит не только любовь, препятствия и счастливый конец, но и приступы беспричинной радости. На сцене все танцуют, поют, влюбляются, ловко плетут интриги, устраивают то свадьбу, то скандалез и, конечно, хлопают пробками, что и полагается делать, перечитывая «Женитьбу Фигаро», ‒ если верить классику.
В ноябре Городской драматический театр сделает ставку на Шекспира, с которым у труппы свой давний гамбургский счет. На этот раз в репертуар войдет фантастическая комедия «Сон в летнюю ночь», а поставит наполненную любовными приключениями и неожиданными превращениями пьесу ученица Сергея Афанасьева ‒ Регина Тощакова.
«“Сон в летнюю ночь” – наиболее романтическая из всех комедий Шекспира. Писатель наполнил пьесу вымышленными, фантастическими существами, представил события в таком необычном виде, что у зрителя создается впечатление, похожее на то, какое бывает во время сновидений. И действительно, эта комедия не укладывается в рамки одного определенного жанра. В ней столько разнообразия вымысла, поэтического взлета, иронии, шутовской буффонады, тонкой психологии, лирики и фарсовых положений, что даже не верится в возможность совместить все это в одном произведении. Комедия несет в себе праздничный характер, который сейчас крайне необходим зрителю, но, несмотря на легкость, юмор и сказочность пьесы, в ней просматриваются серьезные темы», — подчеркивает режиссер спектакля Регина Тощакова, планирующая представить зрителям «галерею ярких образов, выразительных персонажей, характеров, которые интересно и наглядно можно передать с помощью языка тела», поговорить о неподвластности природы человеку и, конечно, воспеть любовь.
В декабре Театр Афанасьева задумал сделать новогодний сюрприз для зрителей. Сейчас творческая команда проекта определяется с целевой аудиторией и форматом, но к рождественскому праздничному марафону у поклонников Городского драматического появится повод разделить вечер с любимыми артистами.
Вторая половина театрального сезона грозит войти в историю труппы возвращением на сцену «Чайки». Именно с этой пьесы началась 30 лет назад чехониада Театра Афанасьева. В 1993 году, когда маленькая, но гордая муниципальная труппа еще обитала в ДК Октябрьской Революции («Кобре», как называли ее горожане), на свет появилась «Чайка» с Зоей Тереховой в роли Аркадиной. Спектакль прожил в репертуаре десять лет, стал легендой Новосибирска и пролонгировал свой успех на 100 показов. Видеозапись сохранилась и доступна на канале театра в YouTube, а режиссер спектакля мечтает о том, чтобы выпустить оммаж своему шедевру. «Чайкой. 30 лет спустя» Сергей Афанасьев планировал открыть новое здание и отдать дань уважения артистам, игравшим в первом составе, многие из которых по-прежнему служат в театре: Зоя Терехова, Николай Соловьёв, Любовь Дмитриенко, Константин Ярлыков, Георгий Ефимов. Если бы замысел воплотился, то «мастодонты» труппы начали бы спектакль в образах своих героев, а потом уступили место вышедшим им на смену из зала молодым артистам, которые продолжили бы спектакль на новый лад. Таким образом, зрители могли бы наблюдать символическую передачу эстафеты поколений. Каким будет расклад сил в «Чайке ‒ 2024», зрители смогут увидеть под занавес сезона.
На этом верстовые столбы 36 творческого сезона заканчиваются, и начинаются пока безымянные художественные тропинки, разбегающиеся по самым неожиданным направлениям. Речь идет о продолжении сотрудничества с Новосибирским государственным театральным институтом, в рамках которого студенты-режиссеры получат возможность представить свои первые спектакли на профессиональной сцене. Проект рассчитан на два года и предполагает работу с творческими заявками. Сейчас на рассмотрение художественного руководства поступило пять режиссерских экспликаций, из которых Сергею Афанасьеву предстоит выбрать те, что получат воплощение в его театре.
(12+); (16+)
Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»
Фото Екатерины КАСТЕРИНОЙ, Евгения НИКИТЕНКО и из архива Новосибирского городского драматического театра под руководством Сергея Афанасьева