Когда б не было тёти у вас

0
28

Новосибирская опера все больше склоняется к малым жанрам, и нам пора бы уже это осознать и начать этим пользоваться.

В полночь 24 сентября на станции метро «Площадь Ленина» состоялся неожиданный культурный эксперимент: там поставили спектакль по опере Таривердиева «Ожидание». И перфоманс в поддержку голосования за статус культурной столицы России 2027 года неожиданно презентовал Новосибирск как символ оперного жанра малой формы. Как оно, между прочим, и есть.

Рисунок Сергея Мосиенко.

Об этом спектакле известно не очень много, да и сейчас. Но посмотреть постановку удалось мало кому. Но имя Таривердиева благодаря фильму Рязанова — бесспорное свидетельство качества. В середине 80-х годов прошлого века опера, балансирующая на грани академизма и эстрады, была поставлена в театре Покровского. История про женщину, которую одолевают эмоции от страстной горячности до отчаяния, пока она ждет любимого человека, до сих пор не кажется банальной.

В сотне метров от станции метро «Площадь Ленина» — государственный театр оперы и балета, имеющий чуть ли не самую большую сцену в мире. Театралы помнят постановку Селина оперы «Фауст» Гуно, где Мефистофель пел свои куплеты «Сатана там правит бал» из красного лимузина длиной чуть ли не в полсцены. Масштабной была и постановка оперы «Тангейзер» Вагнера, которую потом закритиковали, очевидно, чтобы просто сменить директора театра. Но в последние годы сцена не используется для демонстрации масштабных шедевров оперного искусства.

Опера как жанр стала мельче не только в Новосибирске. Сегодня самые крупные оперные дома России и мира вывели его на специальные сцены. Балет, приносящий основные доходы, считается искусством номер один, а опере отводятся сцены поменьше. Как у Большого, так и у Мариинского театра есть специализированные здания — театральным коммерсантам не так обидно за более низкие, чем у балета, сборы.

С середины прошлого десятилетия по этому пути пошел новосибирский театр, открывавшийся, вообще-то, 12 мая 1945 года оперой «Иван Сусанин» Глинки. Концертный зал театра, изначально задуманный как ресторан, а потом ставший площадкой оркестра Арнольда Каца, приспособили под малую сцену. Ради этого от занавеса, за которым находится таинство искусства, пришлось отказаться. Вот туда-то и переехала новосибирская опера, по сути, сконцентрировавшись на камерном жанре. Все, что там исполнялось, даже при наличии костюмов, воспринималось как концертное исполнение.

Выход оперных шедевров на большую сцену (а такое случалось) воспринимался как исключение, что, конечно, обостряло восприятие. Не надо было быть музыковедом, чтобы услышать, что увертюра к «Евгению Онегину» в Новосибирске исполняется в два-три раза быстрее, чем это задумано у Чайковского, и чтобы оценить, что арию Гремина все-таки лучше было доверить проверенному басу, но не баритону, лишившемуся по возрасту контрактов на Западе. Не надо быть и культурологом, чтобы заметить, что опричники в «Царской невесте» Римского-Корсакова удивительно скопированы с гномов из киносаг Джексона по произведениям Толкина, а появление царя Ивана Грозного обставлено как око Саурона.

Наша оперная труппа в прошлом сезоне показала более высокую работоспособность, чем балетная. В ее зачете три премьеры — «Соловей» Стравинского, «Евгений Онегин» и «Двенадцать месяцев» Баневича. Не считая концертного исполнения «Ивана Сусанина», который в день 80-летия театра удалось закончить хором «Славься», а не банальным «happybirthday», как это уже случалось по настоятельным рекомендациям российских кураторов новосибирского театра.

Но не заметить тенденции превращения Новосибирска в столицу опер малой формы нельзя. В этом смысле даже удивляет, что несколько лет пробуксовывает проект фестиваля камерных опер, задуманный Еленой Захаровой. Для его реализации современные авторы России и ближнего зарубежья уже фактически создали не менее десятка произведений, но он так и не получил одобрения экспертов.

Даже непонятно, почему президентских грантов удостаиваются другие, не совсем внятные начинания. Может, потому что кроме «Травиаты» и «Кармен» в мире нет других опер. И не важно, что на первых представлениях они с треском проваливались.

Виктор ТИТОВ, специально для «Новой Сибири»

Ранее в «Новой Сибири»:

К 80-летию Новосибирского театра оперы и балета. Великая трансформация Дома науки и культуры

К 80-летию Новосибирского театра оперы и балета. Великая трансформация Дома науки и культуры. Часть 2

К 80-летию Новосибирского театра оперы и балета. Великая трансформация Дома науки и культуры. Часть 3

 

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.