Тепло принесет в Новосибирский музыкальный театр популярный детский мюзикл.
НОВОСИБИРСКИЙ музыкальный театр ждет репертуарное пополнение. В эпоху эпидемиологического кризиса, когда действительность сложна настолько, что невозможно прогнозировать даже афишу завтрашнего дня, труппа приступила к репетициям мюзикла Владимира Баскина «Кошка, которая гуляла сама по себе». Премьера спектакля в постановке режиссера Василия Заржецкого запланирована на 5 июня и наверняка станет приятным поводом провести семейный вечер в театре по завершении карантинных и ограничительных мероприятий.
Творчество Владимира Баскина хорошо знакомо сибирской публике. В портфолио петербургского композитора академические сочинения, музыка к балетам, сериалам, фильмам, ледовым шоу, театральным постановкам, эстрадным представлениям и более двадцати мюзиклам, четыре из которых в разные годы были представлены на сцене Новосибирского музыкального театра: «Одиссея капитана Блада», «Алиса в Стране чудес», «Средство Макропулоса», «Сирано де Бержерак». «Кошка, которая гуляла сама по себе» — первая интерпретация семейного мюзикла на новосибирских подмостках, уже востребованная, впрочем, в других городах страны (Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Оренбурге, Магнитогорске и Магадане) и своевольно добравшаяся даже до украинской Макеевки, что граничит с Донецком. Но началась история «Кошки» в Кургане в 1994 году, где в то время жил и работал Владимир Баскин.
«Тогда еще не было мюзиклов в нашем театральном пространстве, — признается композитор в одном из интервью. — Я попытался сделать, и в драмтеатре «Кошка» шла несколько лет. А в 2010-м, когда я уже жил в Питере, состоялся конкурс Союза театральных деятелей на лучший детский мюзикл, и я вспомнил про свою «Кошку». Прилично дописал материал, подал заявку. Председатель жюри Раймонд Паулс выделил мой материал и присудил ему первое место. Сразу два театра — санкт-петербургский «Зазеркалье» и Екатеринбургский театр музыкальной комедии — взяли его в репертуар. Это тоже большое событие. Так «Кошка» стала «гулять» по стране».
В основе мюзикла не только одноименная сказка Редьярда Киплинга о независимой и гордой представительнице семейства кошачьих в первобытные времена, но и другие не менее знаменитые сюжеты: история о том, как у тигра появились полоски, заимствованная из рассказа «Как появился страх», и охота за Мальчиком Тигра и Шакала, напрямую отсылающая к знаменитым историям о Маугли из «Книги джунглей». «Удивительные приключения Мужчины, Женщины и Мальчика, подружившихся с животными и вместе с ними давшие заслуженный отпор беспощадному Тигру и его прихвостню Шакалу, учат любить и ценить тех, кто рядом, кто в трудную минуту готов пожертвовать всем ради близкого и друга, — анонсирует премьеру пресс-служба Новосибирского музыкального театра. — И даже гордая независимая кошка готова поступиться своими принципами и защитить Мальчика от врагов, не забыв, однако, что благодарность людей всегда обеспечит ее миской молока и теплым кровом. А люди, в свою очередь, становятся взрослей и мудрей рядом с теми, кого они приручили».
На постановку «Кошки» приглашен молодой российский режиссер Василий Заржецкий. Для Новосибирска это первое знакомство с мастером, чего не скажешь о Северной столице. Василий активно сотрудничает с детским музыкальным театром «Зазеркалье» в Санкт-Петербурге, ставит спектакли для детей и подростков и активно реализует свою режиссерскую карьеру в жанрах мюзикла, оперы и драмы.
— Василий, вы впервые в нашем городе. Как впечатление?
— Да, это мой первый приезд. Первые впечатления — это смена часового пояса. У меня такое первый раз в жизни. И, конечно, привыкнуть к этой разнице достаточно тяжело. Во второй день пребывания у меня в театре была назначена репетиция на одиннадцать утра. Организм не перестроился, отнял от этого времени петербургские четыре часа, и я умудрился чуть-чуть проспать первую читку, но артисты, директор и все службы театра были настолько благородны, что решили моего опоздания не заметить. Спасибо огромное. Я был приятно поражен теплым приемом и открытостью коллектива. Театр очень уютный и домашний. И все его работники стараются, чтобы приезжие чувствовали себя на новом рабочем месте тепло и комфортно.
— Новосибирский музыкальный театр ставит «Кошку, которая гуляет сама по себе» впервые, но у театра «Зазеркалье», где вы служите, с этим мюзиклом особые отношения. Расскажите о них.
— Дело в том, что «Кошке» как мюзиклу десять лет. Изначально именно наш театр был первопроходцем в плане работы с этим произведением Владимира Баскина. Поставил его впервые режиссер-педагог, у которого я учился, — Снежина Станиславовна Копрова. Я тогда был студентом, естественно, смотрел этот спектакль и помню, как он создавался. Но сейчас я ставлю другой спектакль. И, конечно же, он будет ничуть не хуже. Просто в фокусе внимания окажутся иные проблемы.
— Какое художественное оформление вы придумали для новой «Кошки»?
— Мы с художником-постановщиком Еленой Вершининой исходили из того, что прежде всего это должен быть спектакль для семейного просмотра. Скорее философская повесть, чем сказка. В духе сказок Андерсена, которые написаны скорее для взрослых, чем для детей. Поэтому в наши задачи входило сделать так, чтобы «Кошка» одинаково заинтересовала и маленького зрителя, и подростка, и взрослых, которые приведут в театр своих детей. Именно для этого мы вывели на первый план философские проблемы. Конечно, всем занимательно следить за историей кошки, жизнью мальчика, дракой тигра и мужчины, но если вы спросите меня, о чем я ставлю спектакль, то я отвечу, что хочу поставить спектакль о том, чего людям сегодня не хватает, — о взаимопонимании, об умении расслышать и увидеть проблему другого человека. Сегодня многие родители забывают о том, что обуть-одеть ребенка и занять его во всевозможных кружках и секциях отнюдь не самое важное. Главное — уметь понять, что происходит с твоим ребенком. Знать, что его интересует. Понимать, какие проблемы у него есть, и всей семьей попытать решить их. Отсюда мы и плясали в нашем сценическом оформлении. Джунгли для нас — это современный город. Поэтому на сцене наш зритель увидит большой мегаполис сродни Нью-Йорку, новой Москва-сити. Но и первобытно-общинный строй, о котором идет у Киплинга, мы сохраним. Процитируем аккуратно и бережно, чтобы совместить и в костюмах, и в декорациях два пласта — современный и первобытный.
— Как ваша художественная концепция сочетается с музыкальной тканью спектакля?
— Композитор Владимир Баскин выбрал для своего детского мюзикла такой жанр, как музыкальное антре. Здесь нет больших сложных финалов и прологов, зато имеется системный бродвейский подход: подводка — диалог — выход героя. И музыкальную стилистику композитор тоже удачно подогнал под этот жанр. Мы услышим бродвейские мотивы, джазовые мотивы с мелизмами. Эта музыка очень сродни мюзиклам 1940-х — 1950-х годов, которые открывали золотую эпоху мюзикла на Бродвее. Есть в «Кошке» и любимый Баскиным шансон (например, в песне Шакала), и игровые детские мелодии, но основная стилистика все-таки Бродвей.
— Претерпит ли партитура значительные изменения в спектакле новосибирского театра?
— Я давно дружу с композитором, и он дал мне большую квоту. Сказал: вырезай, но делай это осторожно. Поэтому мы с Александром Сергеевичем Новиковым, который является музыкальным руководителем этого проекта, встретились и внесли свои небольшие изменения в партитуру.
— Можно несколько слов о вашей творческой биографии. У вас был не самый простой путь в музыкальную режиссуру.
— Мой приход в эту профессию действительно был сложным. По первому образованию я филолог, учитель русского языка и литературы. Я окончил Московский педагогический университет. Еще и защитил там степень кандидата филологических наук. Проработал в профессии три с половиной года. Но это было в какой-то прошлой жизни. Потом мной было принято такое решение — заниматься профессией режиссера. Просто в какой-то момент нужно было определить, филолог я или осуществляю свою мечту.
— Так режиссура — это детская мечта?
— Не детская. В детстве я хотел быть актером. Но для актера у меня кишка тонка. Все-таки это очень сложная профессия, и она предполагает подчинение, растворение в материале и режиссере. Режиссер — более самостоятельная профессия. Не люблю это слово, но она скорее эгоцентричная, потому что ты создаешь спектакль, ты его видишь, ты обязан донести свою мысль. И, конечно, приходится иногда быть жестким. И знать, чего ты хочешь, и быть готовым к любой провокации. Это очень опасная профессия, но тем она и интересна, потому что ты ответствен с любой стороны. Ты за все и за всех отвечаешь один. Режиссер — это тот, кто всех собирает. Безумно интересно, потому что в этот момент ты создаешь свою реальность и свой мир. Так что режиссура для меня не мечта детства, а сознательный приход в профессию.
Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь»
Фото Дарьи ЖБАНОВОЙ