«Культпросвет»: проект главный из всех и один из многих

0
2002

Накануне 90-летнего юбилея новосибирского отделения Союза художников РФ новый художественный проект вышел на второй этап своего развития. «Даешь мастер-классы в народные массы!» — под таким лозунгом прошлой осенью в Новосибирске проходил 1-й Региональный фестиваль изобразительных искусств «Культпросвет», а в этом году совместная инициатива Новосибирского отделения Союза художников России и регионального министерства культуры снова оказалась востребованной — это подтверждает возрастающий интерес к проекту: на нескольких десятках площадок всего за два месяца в Новосибирске и области состоялось более 120 мероприятий.

Основная цель проекта — популяризация творческой деятельности художников Новосибирской области и приобщение жителей региона к лучшим образцам современного профессионального изобразительного искусства. Несмотря на сжатые сроки, успешно продолжился процесс популяризации профессиональной творческой деятельности новосибирских  художников: проведение серии выездных практических мастер-классов по различным видам изобразительного искусства для учащихся детских художественных школ, общеобразовательных школ, студентов и педагогов средних и высших образовательных учреждений культуры, а также работа с библиотеками.

О концепции фестиваля, о подготовке и проведении творческих встреч, бесед, лекций, персональных выставок и экскурсий в творческие студии и художественные мастерские рассказывает председатель Новосибирского отделения Союза художников России Вадим Иванкин.

— Вадим, насколько успешно в этом году вы контактируете с Минкультом, который все еще не определился с выбором нового министра?

— Я думаю, главное здесь не только в министре. У меня всегда складывались неплохие отношения со всеми нашими министрами культуры и с чиновниками ведмства: мы всегда чувствовали, что связаны «одной цепью», так что продолжаем находить точки соприкосновения и взаимного понимания. Как раз это и видно по результатам совместной работы.

По отчетности на этот год у меня было запланировано 120 мероприятий, большую часть из которых провели уже к середине декабря. Если вспомнить, что работа началась только в конце октября, то результат получился просто невероятный. Разумеется, работали в основном заинтересованные и вообще ответственные товарищи из нашего Союза. Да, кто-то провел чуть ли не с десяток мероприятий, кто-то — одно, кто-то вообще предпочел не участвовать: активных членов у нас в Союзе, наверное, где-то около трети, или чуть побольше.

— В этом году у Союза художников, как я понимаю, несколько изменилась сфера охвата народонаселения?

— Проект как был, так и остался региональным фестивалем изобразительных искусств. В прошлом году был «Культпросвет №1», в нынешнем — «Культпросвет №2». Проект реально востребован. И социальная составляющая в нем по-прежнему присутствует, конечно. Но в прошлом году мы в основном договаривались с детскими художественными школами, школами искусств — прямо по списку, а в этом году больше обращали внимание на библиотеки. Вера Яковлевна Колодезева, начальник отдела областной детской библиотеки имени Горького помогла распространить информацию по библиотечной сети, что значительно упростило схему работы.

Если говорить по-простому, то чем чаще мы везде суем свой нос, тем лучше нас знают. Когда кому-то о чем-то рассказываешь и что-то объясняешь, некоторые вещи начинаешь лучше понимать сам: так что в итоге получается взаимовыгодное общение.

— Что касается школ: с детьми ведь хорошо работать далеко не каждый умеет.

— Да, это мне еще по прошлому году кое-где высказывали: что, мол, вот этого и вот эту лучше больше не присылать. Ну а куда тут деваться — у нас, все-таки, Союз художников, а не Союз педагогов. Здесь довольно трудно совместить желания школ и библиотек с возможностями художников: кто-то хочет в конкретный день получить конкретного автора, а автор этот по каким-то причинам не может. У меня ведь художники не только кисточками для души машут, они ведь все где-то еще работают, так что все эти «хочу — могу» приходилось очень долго утрясать.

— Этой осенью-зимой параллельно с  «Культпросветом» вы запустили параллельный проект — «Художник — народу!». Такая активность как-то связана с предстоящим юбилеем местного Союза художников?

— Нет, они никак особо не связаны, второй проект запустился, я бы сказал, по инерции, их даже можно при желании назвать близнецами-братьями: те же мастер-классы, те же творческие встречи… «Художник — народу!» отличается разве что проведением общих выставок: сначала свои работы новосибирские художники привозили в область, а потом на основе фондов местных музеев организовывали показы в Новосибирске. Да, в районных музеях есть очень хорошие коллекции, которые довольно редко выставляются.

В рамках «Культпросвета» мы сделали всего несколько небольших выставок в районах, но зато мастер-классы прошли очень успешно. В Краснозерский район и в Карасук члены союза художников Нурлан Тайиров и Владимир Мандриченко не просто привозили свои работы, — на площадках детских школ искусств и Домов детского творчества получались настоящие вернисажи, где проходили уроки мастерства по графике и живописи, на которых художники давали профессиональные советы и показывали ребятам интересные приемы работы с тушью и гуашью.

В Искитиме мастер-классы проводили Елена Литко, Зинаида Корчагина и Мария Гнучевская. Алена Залуцкая организовала несколько встреч у себя в мастерской специально для трудных подростков — и по договоренности с реабилитационным центром учила ребят основам керамики. Людмила Шляга работала больше месяца с группой людей с ограниченными возможностями, и результаты показали хороший терапевтический эффект. Николай Зинченко показывал школьникам приемы плетения гобелена, — судя по отзывам, трудился не покладая рук, даже принес с собой на мастер-классы маленький станок.

— То есть, художники с детьми не просто новогодние снежинки вырезали?

— Да нет — они, как говорится, делились настоящим профессиональным мастерством. И это, судя по посещаемости, оказалось очень востребовано. Правда, есть такая особенность у руководителей, что чаще всего они «заказывают» что-нибудь необычное. То есть, просто демонстрация рисования гипсовых предметов им не интересно, а вот основы создания керамики, гобеленов — это да. Например, в искитимской детской художественной школе стоит без дела новенький офортный станочек, а как с ним обращаться — это как раз и могут объяснить наши визитеры: Мария Гнучевская показала детям приемы изготовления на картоне монотипии...

Ребятам интереснее всего приходить в мастерские: в этом году проводилось несколько экскурсий, во время одной из них Александру Крутикову третьеклассники даже в ученики начали проситься, а энтузиасты повзрослее, например, предлагали сканировать графические работы членов Союза и делать из них открытки. Помню, когда Центр современного искусства на Свердлова совместно с Гете-институтом проводили фестиваль «48 часов Новосибирск», для всех желающих устроили экскурсии по мастерским художников, — и, как мне показалось, людям там было гораздо интереснее, чем на выставках этого проекта. И процесс общения, и сама художественная кухня изнутри — все это очень ведь любопытно.

— Это мы уже перешли от самых маленьких к более взрослым ценителям прекрасного.

— Да, проект «Культпровет» пока в основном ориентирован на молодое поколение, но и взрослых тоже стараемся задействовать. Людмила Шляга несколько мастер-классов давала в педагогическом училище имени Макаренко. Там у них, конечно, нет своих печей для обжига — так их работы специально возили обжигать к нам на комбинат. Михаил Паршиков и Сергей Мосиенко тоже второй год в числе активистов: они постоянно участвуют в работе жюри художественных конкурсов, в том числе и для взрослых: недавно в Управлении федерального казначейства увлеклись созданием плакатов по борьбе с коррупцией, — так эти два ветерана целыми днями разбирали представленные работы.

— Похоже, что вокруг «Культпровета» много что еще происходит.

— Можно сказать, что «Культпросвет» вполне гармонично выходил за рамки, заданные фестивалем: к примеру, параллельно с ним детская библиотека имени Горького организовала «Магалифовские чтения», где состоялись встречи с известными новосибирскими художниками. Владимир Авдеев, Владимир Мартынов, Сергей Меньшиков, Владимир Мандриченко, Александр Медведев познакомили ребят с творчеством художников-иллюстраторов детской книги Западно-Сибирского книжного издательства. Участие в этом литературном проекте условно можно считать факультативом нашего фестиваля.

Я уже говорил, что в прошлом году были задействованы в основном школы художественные, то сейчас появились и общеобразовательные, и библиотеки, и клубы и всевозможные организации по работе с разными социальными группами. Да и с педучилищем имени Макаренко снова хорошо отработали. На одной из лекций керамиста Валерия Кузнецова в актовом зале сидело чуть ли не триста человек!

— У нас в городе довольно много, так сказать, клубов по интересам, где собираются люди разных возрастов, занимающиеся рисованием. Как вы относитесь к этой категории заинтересованных лиц?

— Я нормально отношусь к людям, для которых художественное творчество — это хобби, своего рода отдушина, возможность отстраниться от каждодневной рутины. Но ведь нужно понимать, что подобное увлечение очень сильно отличается от так называемого серьезного искусства. Дело в том, что в последние десятилетия все больше стирается грань между профессиональным и любительским, и в связи с такой нивеляцией скоро не останется никаких жестких критериев… Так что это прекрасно, когда сами участники таких групп и объединений трезво осознают, что «Культпросвет» — это буквально культурно-просветительское мероприятие, а не предоставление возможности приблизиться к вступлению в Союз художников.

— А не думали ли вы сотрудничать с крупными  организациями, где сотни работников, из которых многие интересуются искусством?

— Если в будущем такие проекты как «Культпросвет»  станут «нормой жизни», тогда много чего можно придумать. Можно опираться на некий костяк постоянных клиентов, ведь многое зависит и от активности заказчиков, но все равно основная задача у нас — расширять ареал, затягивая в художественную жизнь все больше творчески настроенных жителей города и области.

— Могут ли стать эти ваши проекты долгоиграющими?

— Эти два проекта зависят не только от того, насколько тяжелым для страны окажется следующий год, но и от конкретных людей. Наталья Ярославцева на месте министра была легкой на подъем и реально шла навстречу Союзу. Есть надежда, что поддержка нашего Минкульта останется прежней, но ведь следующий год юбилейный для Новосибирского отделения Союза художников, которому исполняется 90 лет: помимо «Культпросвета» и «Художник — народу!» много еще что сделать предстоит. Да, реальная точка отсчета — 25 февраля: именно в этот день в 1933 году в Новосибирске открылась первая краевая художественная выставка...

Так что на все, честно говоря, пока просто не хватает времени, а какие-то глобальные договоренности заключать очень хлопотно: в Союзе художников ведь для этого нет специально обученных менеджеров… За те короткие сроки, что у нас есть, очень трудно грамотно подготовить мероприятия, связать потребителя с исполнителем, да еще заработать на них наши «трудодни».

— «Трудодни» — это вы, Вадим, про взаимозачеты по мастерским, которые были неразрешимой проблемой для Союза чуть ли не десятилетия?

— Да, здесь, как говорится, не было счастья, да несчастье помогло:  бывает, что культурные проекты непредсказуемым образом вырастают из совершенно некультурных ситуаций. Так, собственно, и родился «Культпросвет». Мы никак не могли решить проблему с  неоплаченными долгами за аренду мастерских, которые у художников накопились за много лет, пока в прошлом году мне не позвонила тогдашний министр Наталья Ярославцева и не предложила придумать какой-нибудь большой художественный проект. Вот так и появилась красивая идея — одновременно популяризировать  искусство и помогать художникам, закрывая долги по мастерским высокохудожественным  «взаимозачетом».

— Как я понимаю, именно тогда у вас с Сергеем Мосиенко в ходе обсуждения и возникло это слово — «Культпросвет»?

— Художники пошли в народ как настоящие разночинцы, так что советское слово очень удачно вписалось в концепцию: идея ведь состояла в том, что художники получают за свою работу как бы трудодни — конечно, не как колхозники при СССР, но звучит правильно. И даже вне зависимости от этого проекта появилось четкое ощущение острой потребности в существовании подобного культпросвета.

— Разночинцем, кстати, когда-то называлось лицо, не принадлежащее ни к одному из сословий, и впоследствии стало синонимом «интеллигенции».

— Ну а «Культпросвет» — советское название культурно-просветительной работы в массах. Так сделали в прошлом году, по этой же схеме отработали и в этом. Очень радует, что возникло понимание ситуации со стороны людей, облеченных той или иной формой власти, и их доброго к нам отношения...

— Работать с областью, наверное, накладно, — там ведь значительные транспортные расходы?

— Конечно, когда получаешь субсидии, ты сразу становишься бюджетной организацией, из статьи в статью расходы переносить проблематично. Но в этой части — нет,  я бы не сказал, что дорого: когда я закладывал транспортные расходы, ожидал, что именно на них-то денег и не хватит. Но вдруг оказалось, что в общем размере субсидии — это буквально единичные проценты. Правда, надо учитывать, что в этот раз были заложены расходы только на несколько ездок в оба конца в Искитим и Ордынку. Если же сильно расширять географию — тогда будет дороже: не надо забывать, что возим мы на выставки музейные экспонаты, за которые еще и страховку нужно платить…

— Какие планы на будущее с работой в области — с многочисленными Домами культуры и клубами?

— Тут все та же старая история все под тем же названием «Нет времени». Поэтому до домов культуры пока не добрались. Нужно заметить, что все эти предоставляемые Союзом художников и Минкультом «услуги» делаются бесплатно — что уже выглядит неожиданно в нашем коммерциализованном обществе. Да, Министерство культуры пошло навстречу и совместно нам  удалось найти универсальную форму взаимодействия и поддержки. Но если бы начинать этот проект каждый год не с четвертого, а со второго-третьего квартала, конечно, можно было бы более тщательно подготовиться, согласовать программу и расширить «сферу влияния». Ну а пока что все дотягивается до крайнего срока, и в конце года мы принимаемся побивать собственные рекорды количества и качества проведенных мероприятий.

Петр ГАРМОНЕИСТОВ, «Новая Сибирь»

Фото: nro-shr.ru

Ранее в «Новой Сибири»:

«Культпросвет»: Из башен из слоновой кости — в народ!

 

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.