Cо второй декады июня по всей России внезапно опустели кинотеатры, и кинокритики с репертуарщиками не сразу поняли, в чем причина такого провала.
ВОТ уже второй месяц среднее число посещающих сеанс даже в лучших многозальниках страны равно 14 (!). А ведь за прошедший сезон 2017—2018 года на показах отечественных фильмов прирост посещаемости был аж 60 процентов. У кинокритиков версий по поводу такого провала было сразу несколько. Одна из самых очевидных: пресловутый экономический кризис добрался вдруг до кино, которое обычно как раз богатело в такие периоды, всегда готовое предложить в условиях суровой реальности мечтательное забытье на пару часов. Другая — это системный кризис самого кино, погрязшего в однообразной развлекательности блокбастеров и забывшего окончательно, что оно все же искусство.
Каждая из этих версий, конечно, имеет право на существование, но в жизни, как часто бывает, все объяснилось гораздо более простыми причинами.
Сразу надо сказать, что, во-первых, продолжительные праздники, и уж тем более период летних отпусков долго были абсолютно провальными в новейший период истории нашего кинопроката. Еще с конца 1990-х, когда зритель потянулся во вновь открывшиеся кинотеатры (в основном «разово» — на «Сибирского цирюльника» или «Титаник»), и до середины 2000-х (когда частный кинопрокат расправил крылья, а государственный, казалось, уже не подаст признаков жизни) летом и на Новый год кинозалы пустели. Праздновали дома, а отдыхать окончательно привыкли на даче. Меняться ситуация начала как раз в кануны Нового года, к которому добавили праздничных дней, и народ, устав сидеть дома целую неделю, вдруг купился на масштабнейшую по тем временам рекламную кампанию «Дневного дозора» и почти месяц стабильно заполнял кинотеатры, забыв о зимней спячке.
А чуть позже оказалось, что наш разохотившийся зритель готов и на большее. Он подключился к битве голливудских студий-гигантов «Уорнер», «Фокс», «Юниверсал», которые стабильно заполняли и Рождественские, и майские праздники качественным блокбастерным продуктом: студии соревновались, ставя на близкие даты сверхпривлекательные релизы, а публика послушно шла — правда, всегда делая в итоге свой выбор между очередными «Пиратами Карибского моря» или серией про Гарри Поттера. И основным козырем здесь стало именно летнее время — в больших городах и на курортах оказалось достаточно заинтересованной публики. И даже очередной, притом не самый удачный, выпуск франшизы о Мумии «Мумия: Гробница императора драконов» собрал в далеком 2008 году, стартовав в мертвый сезон 31 июля, очень приличные 27 миллионов долларов. Залы начали переполняться именно в те периоды, которые прежде считались в наших кинотеатрах безнадежными.
А к концу «нулевых» выбор правильной даты выхода фильма для наших кинопрокатчиков стал чуть ли не важнее качества самого фильма — слишком уж многое в этом бизнесе зависит от совпадения и удачи — например, при выборе даты премьеры большого фильма и фильма поменьше (который все равно получит свою часть зрителей, привлеченных в кинотеатры блокбастером).
Итогом этого тихого переворота в кинопрокате стала полная уверенность современного зрителя, да и кинопрокатчиков, что так было всегда. Но нынешним летом мы вдруг вернулись к ситуации конца 1990-х. А ответ на вопрос «Почему?» тут же выяснили социологи и те сотрудники кинотеатров, которые не поленились провести свои маленькие соцопросы на местах. Ответ короткий: «Мундиаль». Теперь подавляющее большинство кинозрителей у нас, как и в США, исключительно молоды. Но даже их еще очень здоровый организм способен переваривать не больше одного грандиозного и требующего времени зрелища в день. А тут еще и чемпионат мира по футболу.
Конечно, на ситуации сказалась и явная вялость репертуара лета 2018 года. Вышло так, что он в основном детский, а молодежь все же ходит в кино чаще, чем дети со своими родителями.
И все же на прошлой неделе забрезжил луч надежды для опустевших кинозалов — пришел «Человек-муравей и оса». А впереди очередная «Миссия невыполнима». Так что хватавшиеся в июне за голову хозяева кинотеатров уже слегка выдохнули и стараются перенастроиться на привычный лад: мол, пора уже, наконец, заработать на сезоне отпусков. Печально лишь то, что наряду с блокбастерными фильмами маловато этим летом на экранах и кино «серьезного», которое в наше время превратилось в эдакого странного ненавязчивого спутника коммерческого кинематографа.
Алексей КОЖЕМЯКИН, специально для «Новой Сибири»