Маленькая бескрайность и «Грезы любви»

В НГХМ развернута выставка живописи австрийской художницы Хермине Крахер. 

В МИНУВШУЮ пятницу в художественном музее под эгидой Австрийского культурного сезона в России состоялась презентация цикла картин Хермины Крахер, одной из ведущих художниц Бургенланда, сопровождавшаяся концертом известного в нашем городе благодаря регулярным выступлениям в филармонии пианиста Эдуарда Кутроваца, земляка художницы. Как сообщил Симон Мраз, директор Австрийского культурного форума в Москве, одной из идей творческого обмена является передача культуры не из столицы в столицу, а прежде всего из регионов в регионы. «Австрия — это не только Вена. В России, равно как и в Австрии, именно регионы определяют характер и не в последней мере культурное разнообразие страны», — сделал он совершенно справедливый вывод.

Вопреки обыкновению, на выставку с длинным названием «Из Паннонии в Новосибирск. Ландшафты Паннонии в сияющих красках» я не опоздала, а пришла заранее. Оттого имела возможность спокойно, вдумчиво, обстоятельно ознакомиться с 30 акварельными пейзажами и их цифровыми копиями, раздробленными на триптихи. Зимним днем, когда наш город выглядит серо-белым, удручающе монотонным, ликующие краски Хермины Крахер, ее экспрессия воспринимаются как энергетический коктейль, невероятно тонизируют. Цветущие маки, сине-фиолетовые чертополохи, желтые рапсовые поля, подсолнухи, голубые озера и цапли. Прелестен пейзаж «Снопы на равнине», примечательна картина с парочкой дроф — птиц с гордыми шеями и кудрявым опереньем. Композиция «Мост в Хансаг» безумно романтична. Вообще, эта коллекция — тот случай, когда большую часть работ хочется унести с собой, от них исходят эманации не просто позитивного, а супер- , гипержизнерадостного мироощущения. Из этого я сделала вывод, что Хермина Крахер — юная, начинающая художница, чьи самобытность и бурный темперамент не огранены пока настоящей школой живописи, знанием канонов.

Выставка хорошо организована — в залах с идеально белыми стенами ничто не отвлекает от самих акварелей, а дополняет их изрядное количество пилонов с информацией. Там много общих, дежурных слов о даре художницы, поблекших, возможно, из-за трудностей перевода. Типа «Художники благодаря своему восприятию могут проиллюстрировать природный ландшафт так, что зритель обнаружит в нем осмысленные образы, которые соответствуют его представлениям». Цитата принадлежит некому доктору Штефану Сзецсеный. Мне более всего понравилось выражение австрийского писателя Альфреда Комарека, назвавшего Бургенланд маленькой бескрайностью. Оказывается, земли региона Хайдебоген и Зеевинкель, та самая Паннония, расположенная на востоке страны, граничащая с Венгрией, своими лугами и далями дают ощущение бескрайности, которое ассоциировалось у организаторов выставки со степями Сибири.

Церемонию открытия выставки предваряла ее презентация — автор подробно рассказала присутствующим чуть ли не о каждой из своих работ. Каково же было мое удивление, когда госпожа Крахер оказалась вовсе не девочкой, а элегантной, поджарой и подвижной дамой, которой никак не дашь ее 70 лет. Глубокое декольте, модная укладка, стремительная походка. В ее исполнении представление работ стало своеобразным спектаклем — Хермине лучше любого экскурсовода удалось убедить зрителей в том, что ее родная земля с многочисленными солеными озерами и климатом, отличающимся то жарой, то резкими ветрами, бесподобна.

Далее последовал концерт. Эдуард Кутровац, намедни выступавший в филармоническом зале, для выступления в Екатерининском зале НГХМ пренебрег дресс-кодом, не потрудился надеть фрак. Подошел к роялю, возле которого был установлен мольберт с композицией Крахер «Полет цапли», в джинсах и простенькой рубашке. Он исполнял сочинения Ференца Листа, бессмертные «Грезы любви», без особой взволнованности, но вполне технично. Объяснил выбор тем, что его соотечественник Лист мыслил красками, как художник. Казалось бы, такие проникновенные произведения ничем не испортишь, однако ноктюрны воспринимались, как выдохшееся шампанское. Эх, если бы энергию Хермине скрестить с усталостью Эдуарда!..

Последовавший торжественный церемониал открытия вернисажа был вполне в светском духе. Среди собравшихся самой нарядной и эффектной дамой оказалась Наталья Миллер, сотрудник международного отдела филармонии, пришедшая с детьми. Самой стильной — хрупкая Ирис Цвайг, руководитель Израильского культурного центра, отказавшаяся от приветственных речей у микрофона. Зато выступили два замминистра культуры правительства НСО — Игорь Решетников, который никогда не бывал в Австрии, и Виктор Буланкин, который, наоборот, бывал не раз, и не только в Вене. Симон Мраз, директор Австрийского культурного форума, воодушевленно делился впечатлениями о своем первом визите в Новосибирск, состоявшемся три года назад. Вспоминал, как в ясные и морозные дни ему удалось увидеть ни с чем не сравнимый интенсивный свет, по его мнению, представляющий одну из характерных черт русского пейзажа. Свет также важен в живописи Хермине Крахер, оттого появилось желание представить ее работы именно в нашем художественном музее. Всем выступавшим дарили коробки с продукцией австрийских винных компаний Hannes Reh Weine и Zantho — партнеров культурной акции, а не выступавших ею просто угощали. Как известно, вино утепляет атмосферу, ускоряет взаимопонимание. Неудивительно, что немецкоязычная художница и русскоязычные зрители не нуждались в переводчике.

Выставка «Ландшафты Паннонии в сияющих красках» продлится до 20 марта.

Ирина УЛЬЯНИНА, «Новая Сибирь»

Фото предоставлено пресс службой НГХМ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.