Марк Парфенов, помогавший увидеть невидимое

0
1253

О деталях новосибирского документального фильма «Невидимое», вызвавшем бурное обсуждение, рассказывает один из его героев. 

Документальный фильм Алексея Камынина «Невидимое», представленный этой весной в Центре культуры и отдыха «Победа» — с последовавшим бурным обсуждением — удивил искренним вниманием к Новосибирской консерватории, в частности, к ее студентам. Съемки проводились в канун 65-летия вуза, в 2021 году, — с тех пор фильм проехал по многим российским городам, стал участником международных фестивалей.

Четыре героя картины — студенты разных консерваторских факультетов: фортепианного, оркестрового, вокального, народных инструментов, отличаются не только своей специализацией — фортепиано, вокал, скрипка, баян. Они действительно разные, пожалуй, абсолютно непохожие. Хотя в главном они едины: в своем отношении к музыке, избранной профессии, своем упорстве добиваться поставленной цели… Все четверо — сильные яркие личности, и для их раскрытия в фильме привлечено много чего: они поют, играют (жаль, что выступление пианиста Марка Парфенова в столичном музее имени Скрябина вылетело в нашем показе), ходят на спортивные тренировки, ведут свою обычную жизнь, занимаются в классе с педагогом…

Кстати, о педагогах, чьи занятия показаны в фильме. Что по существу приравнивается к редкой возможности проникнуть в «святая святых» таинства индивидуального обучения.

Это руководитель кафедры народных инструментов, известный баянист профессор Геннадий Черничка, профессор Лариса Смешко, воспитанница класса Мэри Лебензон. Прекрасный скрипач Исаак Нуразян, теперь уже обосновавшийся в Израиле. Профессор кафедры сольного пения Дмитрий Суслов, обладатель «Золотой маски», убеждающий студента петь некоторые фразы песен Шуберта или Глинки «с нежностью».

В фильм вошли еще и фрагменты репетиций и выступления студенческого оркестра с дирижером Вячеславом Прасоловым.

Пианист Марк Парфенов — один из героев «Невидимого» — рассказывает о фильме, консерватории, «вылетевшем» из показа кадре и своей послеконсерваторской жизни.

— Как чувствовали себя в роли героя фильма?

— Довольно спокойно, ведь «играть» в этом фильме особенно не приходилось. Разве что на рояле. Алексей снимал нашу обыденную жизнь: учебу в консерватории, репетиции, концерты, отдых. Старались заниматься тем, чем занимались всегда, только на камеру.

— А как был воспринят вами фильм в качестве зрителя?

— Было очень любопытно увидеть, что получилось. Ясно, что режиссеру были необходимы точки, на которые нужно было «надавить», — кино должны смотреть люди. С одной стороны, мне было грустно видеть обшарпанные стены наших учебных заведений, слушать унылые диалоги героев, с другой — есть шанс, что на это обратят внимание и сделают больше, чем делается.

Новосибирск — очень богатый в культурном отношении город, с сильнейшими музыкальными традициями. В период становления консерватории было какое-то пиршество выдающихся педагогов, представителей ленинградской, московской и других школ, воспитавших настоящих музыкантов, работающих по всему миру. Я уверен, что консерватория заслуживает опрятных целых стен, приличных инструментов и богатой инфраструктуры. Понимаю, сказать легко…

— Сегодня как вспоминаете консерваторию, годы учебы и в целом — пребывание в ее не самого лучшего вида стенах?

— Не могу сказать, что консерваторию приходится вспоминать — так или иначе, связь с ней постоянна. Стараюсь посещать концерты, иногда прихожу поиграть профессору, да и просто пообщаться! Единственное, что бросается в глаза, — огромное количество иностранных студентов! По-моему, раньше такого не было.

Я очень благодарен педагогам консерватории, мне очень повезло у них учиться. Вспоминаю их постоянно при работе со своими студентами в колледже. Но постоянным камертоном в работе, творческим огнем для меня является мой любимый, дорогой профессор Мери Симховна Лебензон, которую я вспоминаю каждый день, слушаю записи ее уроков, ее игры.

— Вы неоднократно говорили, как важно сохранение памяти о вашем замечательном педагоге — выдающейся пианистке Мери Симховне Лебензон, и активно участвуете во многих проектах. Что делается сегодня?

— Уже было очень много сделано — фестиваль учеников Мери Симховны в НСМШ (специальной музыкальной школе), концерты в филармонии, выпуск книги, которая пользуется большой популярностью.

Совсем недавно в творческом пространстве «Арт-Лига», обладающем уникальной коллекцией роялей, появился еще один — C.Bechstein — инструмент Мери Симховны.

Александр Фридрихович Элерт — идейный вдохновитель коллекции — очень внимательно и деликатно обозначил предстоящую работу над роялем. Будет затронут вопрос его реставрации. Инструменту будет уделено особое внимание, обеспечен обязательный уход. В дальнейшем планируется организация концертов учеников Мери Симховны на этом рояле. У него будет дальнейшая жизнь!

— Могли бы вы прокомментировать вылетевший на показе фильма в «Победе» кадр — выступление в музее имени Скрябина в Москве? Что это было за событие?

— В 2021 году у меня возникла идея сделать концерт учеников Мери Симховны в Москве. Все-таки она получила московскую школу, окончив ЦМШ и консерваторию у профессора А. Б. Гольденвейзера. Сначала обратился в музей-квартиру Александра Борисовича, где нас — учеников Мери Симховны, музыкальных «внуков» Гольденвейзера — всегда очень тепло принимали. Но, к сожалению, как оказалось, там сменилось руководство. Не срослось.

Александр Серафимович Скрябин — внучатый племянник великого композитора, музыковед, общественный деятель, выдающийся человек, к сожалению, не так давно ушедший из жизни, порекомендовал провести концерт в музее Скрябина, которому Гольденвейзер всегда помогал и словом, и делом. Все нити сплетены!

Я пригласил Льва Терскова — солиста нашей филармонии, чтобы сыграть по отделению в этом концерте, но перед самим вылетом у него показал положительный тест на ковид. Мне повезло, что в концерте смог принять участие другой ученик Мери Симховны, замечательный пианист Александр Усик. Все прошло очень тепло, на концерте были бывшие студенты нашей консерватории, а самое приятное — присутствие моего первого педагога, также ученицы Мери Симховны, Елены Яковлевны Гесиной!

Отдельная благодарность попечительскому совету консерватории, а именно Кириллу и Екатерине Ивантеевым, любезно решившим наши некоторые организационные вопросы в этом проекте.

— Нынешний год знаменателен большой юбилейной датой, первого апреля исполнилось 150 лет со дня рождения Сергея Рахманинова. Великого пианиста, одного из любимых композиторов и Мери Симховны Лебензон, неизменно игравшей его музыку в своих концертах. Понятно, что и ваши выступления не обходятся без Рахманинова. Но все же, как отмечаете его юбилей?

— Стараюсь отмечать этот праздник, как и многие другие музыканты, плодотворно. Несколько раз сыграл трио Рахманинова вместе с замечательными музыкантами оркестра Новосибирской филармонии Ярославом Кучерявых и Владиславом Шариповым, а также потрясающей скрипачкой, артисткой Российского национального молодежного симфонического оркестра, выпускницей нашей консерватории, Вероникой Свешниковой.

В концертном зале «Сибирский» солистка нашей филармонии Олеся Журавкина побила рекорд, исполнив за один вечер 31 романс Рахманинова! Аккомпанировали педагоги и студенты НМК имени Мурова.

Совсем недавно вернулся из Барнаула — с маэстро Дмитрием Лузиным и оркестром Алтайской филармонии исполняли первый фортепианный концерт Великого композитора.

— Неожиданно. Обычно пианисты выбирают второй или третий. Чем еще сейчас наполнена ваша жизнь?

— В основном педагогической и концертной деятельностью. У меня появились первые выпускники, должен нести ответственность за них.

Чтобы свободно наполнять жизнь и дышать полной грудью, нужен Мир на земле. Мечтаю, чтобы он поскорее настал.

Марина ЛОГИНОВА, специально для «Новой Сибири»

Фото предоставлено пресс-службой Новосибирской консерватории

 

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.