В Камерном зале Новосибирской филармонии прошел очередной фестиваль современной музыки.
В РЕПЕРТУАРЕ нынешних программ, приуроченных к предстоящему юбилею Сибирской организации Союза композиторов России, были представлены произведения камерной и симфонической музыки. Концепция фестиваля осталась прежней — это формирование традиций и знакомство слушателей с актуальной картиной музыкального искусства ХХ–XXI вв. В фокусе «мARTовского KODа» четыре основных вектора развития — претворение в жизнь произведений современных композиторов, российские премьеры, авторские концерты, а также музыка прошлого столетия. В последние годы каноничным стало исполнение опусов московских и питерских композиторов. На нынешнем фестивале в роли главного приглашенного гостя оказался известный московский композитор Юрий Каспаров. Это событие предваряли авторский вечер Андрея Молчанова и фортепианный концерт, на котором была исполнена музыка знаковых авангардных композиторов ХХ–XXI вв. По словам художественного руководителя Новосибирской филармонии Владимира Калужского, фестиваль играет важную роль для облика музыкальной жизни города, и многие композиторы из западной части нашей страны мечтают принять участие в нем, что связано как с престижем и авторитетом Новосибирской филармонии, так и с необычной идеей фестиваля.
Трехдневный интенсив погружения в современную музыку открыл концерт сибирского композитора Андрея Молчанова, знакомый новосибирской публике как минимум по двум значимым событиям культурной жизни — мюзиклом «Кентервильское привидение», поставленным в 2014 году на сцене НОВАТа (тогда еще НГАТОиБ), и премьерой V Транссибирского арт-фестиваля — концерта для скрипки с оркестром, исполненным Антоном Бараховским и симфоническим оркестром филармонии под управлением Томаса Зандерлинга. В программу авторского вечера вошли сольные и ансамблевые сочинения разных лет, состоялись и две премьеры — Первого струнного квартета (созданного в 1998 году, рукопись которого была утеряна) и цикла пьес для фортепиано по мотивам произведений Константина Бальмонта «Фейные сказки». Сам композитор признается, что тематика цикла универсальна и интересна не только детям, но и взрослым. В интерпретации Екатерины Предвечновой миниатюры-фантазии составили мозаику из разнохарактерных импрессионистических эскизов — легких, изящных и танцевальных, а также элегических и задумчивых, порой с серьезными сюжетными коллизиями. Струнный квартет — сочинение скорее урбанистически-конструктивистского плана, ближе к «напору и натиску» 20-30 годов прошлого века, он интересен полифонической разработкой тематических кластеров и имитационной техникой. Драматический фантом, пожалуй, все-таки исходит от влияния Шостаковича, и тут стоит обратиться к композиторско-генеалогическому древу: Андрей Молчанов — его педагог в консерватории Георгий Иванов — Галина Уствольская (у нее Иванов оканчивает училище при Ленинградской консерватории) — Дмитрий Шостакович (педагог Уствольской, благодаря которому она получила известность в конце 1940-х годов). Среди множества сыгранных произведений нельзя не отметить творческий тандем Яны Мамоновой, Маргариты Аунс и Алексея Гребенкина, исполнивших три части из цикла «Песни опыта» на стихи поэта-визионера Блейка для голоса, кларнета и рояля — рельефные по фактуре, метафизические, не без доли мистицизма композиции, очень тепло принятые публикой. Соло кларнета было показано в трех ипостасях — пасторально-народной эклогой («Напев»), академической, с прихотливой мелодической линией («На 12 звуках») и в искусной джазовой пьесе («В джазовых тонах»). Особую линию творчества композитора составляют серьезные лирические сочинения — три романса из цикла «За все любовь благодарю» на стихи Юрия Колоднего для баритона Андрея Гладкова и пианиста Алексея Гребенкина, где за пронзительной мелодией скрывается подлинный драматизм, или же финальное разрешение в «тонику» концерта — «Пусть побеждает доброта», эпилог к циклу «Фейные сказки» (Анастасия Клименко, вокал; партия концертмейстера — Андрей Молчанов), рисующее светлую утопию, желание созидательной трансформации мира — в этом и состоит сверхзадача композитора.
ДВЕ диаметрально противоположных точки виолончельно-фортепианной линии (произведения 2007 года) — «Гимн планете Земля» и «Фантастический танец»: звуковая симметрия с разливающейся по-рахманиновски мелодией против механической, заводной экспрессивной ритмики и блестящей каденции (партия виолончели — Станислав Овчинников). Музыка Андрея Молчанова тяготеет к выдержанности классической формы, в ней прослеживается работа над гармонией на всех уровнях и стремление к программности; удивительное ее свойство — услышанная впервые, она создает впечатление давно знакомого и близкого, воспринимаемого на одном дыхании — как для искушенного слушателя, так и для широкой аудитории, эта музыка достойна исполнения на лучших академических площадках.
Второй день фестиваля был посвящен коллекции фортепианных эксклюзивов в исполнении Екатерины Предвечновой: «Хрупкие прелюдии» эстета и денди Артура Лурье, красочные пастушьи «Буколики» Витольда Лютославского, произведения начала XXI века — «И время идет…» киевского композитора и саунд-артиста Алексея Шмурака и российская премьера — новые пьесы из цикла «Дамы филармонического общества» резидента новой консонантной музыки Олега Пайбердина (четыре пьесы из восьми были ранее исполнены в Москве, работа над циклом продолжается). Запомнилось сочинение молодого казанского композитора Эльмира Низамова «У стены плача» с его восточными мотивами, интонациями молитвы и стенаний, прозвучавшее необычайно сокровенно и тонко в интерпретации Предвечновой. Цикл-кредо Валентина Сильвестрова под названием «Китч-музыка» — это трансцендентная «вещь в себе», выстроенная по законам внутреннего преобразования романтического героя. Николай Капустин, композитор поколения Сильвестрова, напротив, синтезировал джаз и классику, его бразильский хорус (парафраза на тему Ary Barroso aquarela do brasilс) с зажигательными ритмами прекрасно дополнил программу. Случился на концерте и небольшой перформанс, заключавшийся в игре на рояле в перчатках. Речь об Aqua sonare композитора Анны Корсун — миниатюра, в основу которой лег прием озвучивания водных всплесков посредством «глиссандо» (скольжения ногтями и подушечками пальцев по клавиатуре) и постукивания по корпусу рояля. Факт исполнения свежих произведений профессионалом такого уровня, как Екатерина Предвечнова — это, конечно же, большая композиторская удача тех, чьи опусы были представлены на фестивале.
Третий, заключительный концерт ценители авангарда ждали с особым интересом: две симфонии (и вновь российская премьера), концерт для фагота в сопровождении симфонического оркестра и пьеса-фантазия для струнных, органа, четырех ведер и… заводной игрушечной обезьянки, вызвавшей у публики не меньше умиления, чем восторга от самой программы. Сочинения известного московского композитора-философа Юрия Каспарова воплощают в себе концепцию многомерности музыкального пространства, ее архитектурной стройности. Через романтический метод создания полотна композитор задается главным вопросом: в чем заключается смысл человеческой жизни. Нужно отдать должное мастерству Новосибирского академического симфонического оркестра, умению коллектива презентовать партитуру любой сложности — как технической, так и интеллектуальной, и скрупулезной (но оттого не менее талантливой) работе дирижера Рустама Дильмухаметова. Прав был Рикардо Шайи, говоря о работе над новой музыкой: «Великий оркестр, если он регулярно упражняется в исполнении современной музыки, становится еще более великим, потому что она крайне трудна и неизменно требует решения новых задач» — то же самое можно сказать и о симфоническом оркестре Новосибирской филармонии. Премьерная симфония № 3 «Экклезиаст» скрывает за собой гораздо больше, чем мы можем услышать, она мистериальна и символична, развертывание ветхозаветного первообраза в ней происходит во вневременном пространстве — можно сказать, что и через сто лет эта музыка будет не менее актуальна, как это случается с настоящим искусством. Филигранно исполненный двухчастный концерт для фагота с оркестром (солист — лауреат международных конкурсов Александр Пуленков, ученик и ассистент профессора Московской консерватории Валерия Попова, для которого и написан фаготный концерт) самобытен уже за счет инструмента так редко звучащего соло. Отсюда и внутренняя экстатика, и столкновение инфернального макрокосмоса с общечеловеческим посылом, переданным посредством звучания фагота — голоса, который должен быть услышан во вселенной. Четвертая симфония «Нотр-Дам», поражающая красотой звучания и глубиной замысла, с одной стороны, это вершение человеческой жизни, а с другой — незримый феномен, как благодаря звуку выстраиваются образы архитектуры нескольких сотен лет, и как музыкальное произведение раскрывает новую парадигму времени. От первого камня фундамента до готического шпиля и тихого колокольного звона, растворяющегося в небесах. Финальный аккорд фестиваля — фантазия Con moto morto для четырех ведер, струнных, органа и заводной игрушечной обезьянки — захватывающая и экзотическая по своему звучанию пьеса, глубоко индивидуальная, с ярко выраженной семантикой театрального и музыкального действа. Фантазия имеет многоуровневое художественное пространство, где темброфактурные метаморфозы (звучание настроенных ведер и заводной обезьянки с тарелками в эпилоге, словно отсчитывающей секунды бытия) — это лишь часть большой творческой концепции. Авангардная тенденция здесь заключается в синтетическом свойстве искусства, в его стремлении к совершенствованию мира и к обогащению музыкального языка. Конечно, важно помнить, что современная музыка, которую невозможно было бы услышать, не будь в Новосибирске «мARTовского KODа», способна существовать лишь в собственном хроносе — здесь и сейчас.
Маргарита МЕНДЕЛЬ, специально для «Новой Сибири»
Фото Михаила АФАНАСЬЕВА