Шагнув из январского безвременья в бурлящий событиями февраль, театральные площадки Новосибирска погрузились в репетиции первых премьерных спектаклей года. Палитра авторов, жанров и названий весьма разнообразна. Сначала зрителям предстоит вкусить таинственного Моцарта и музыкального Вампилова. Затем познакомиться с «беспринцЫпным» Цыпкиным и современными открытиями в области вавилонского столпотворения. Завершит же премьерный вояж здоровое творческое соревнование с самой Барброй Стрейзанд.
Первым на зимний старт выйдет НОВАТ. 23 февраля на малой сцене пройдет премьера оперы Моцарта «Дон Жуан». Остроумную и, как обещают, во многом неожиданную трактовку одного из вечных сюжетов мировой культуры создадут режиссер Вячеслав Стародубцев и дирижер Петр Белякин. Спектакль не только ловко впишется в культурную программу гендерного праздника, на который приходится его первый показ, но и продолжит «Моцартиану», запущенную новосибирской оперой два года назад. «Дон Жуан» станет третьим опусом моцартовского оперного цикла в камерном пространстве НОВАТа, эффектно дополнив постановки «Волшебной флейты» и «Свадьбы Фигаро».
Создатели спектакля обещают поразить выразительным визуальным решением, и все же главным в этой истории окажется тот факт, что величайшая из опер возвращается на подмостки «Сибирского Колизея» после 60 лет репертуарного забвения. «Наша история – черно-белая, в сценографии будет только один цветовой акцент – цвет сицилийского апельсина, — рассказывает режиссер новосибирской версии знаменитого «Дон Жуана» Вячеслав Стародубцев. — Черный, серый цветовой фон – это наши предрассудки, пороки, наше недоверие жизни, а сочный жизнерадостный оранжевый – это радости и удовольствия жизни, которыми так смело и открыто наслаждается Дон Жуан. На мой взгляд, именно этого герою не могут простить те, кому не хватает смелости быть свободным, наслаждаться любовью и самой жизнью. Дон Жуан – это любовь к жизни во всех ее проявлениях и, мне кажется, сам Моцарт, а вернее моцартовская музыка оправдывает этого героя».
25 февраля преумножать праздники продолжит «Первый театр». Пьесу Александра Вампилова «Прощание в июне» переведут в регистр музыкальной комедии режиссер Константин Телегин и художница Валерия Камольцева. Действие происходит в 70-ых годах прошлого столетия, а главным героем выступает талантливый и жизнерадостный студент-выпускник сибирского университета, который умудряется за один вечер устроить дебош в гостиничном номере, оскорбить ректора своего учебного заведения и влюбиться в его же дочь.
Спектакль обещает быть густонаселенным и даже самым масштабным в истории труппы: в нем задействованы все актеры театра плюс работает приглашенный артист. Зрителей ждут колоритные танцевальные номера и живая инструментальная музыка в исполнении занятой в комедии арт-команды. «Спектакль ставит перед собой вечные темы: внутренние принципы, вопросы совести, нравственности и морали, — подчеркивает режиссер «Прощания в июне» Константин Телегин. — Но при этом хочется сделать это все без моралите. Мне хочется сделать этот спектакль в легкой и музыкальной форме, но затронув более глубокие темы. Он будет интересен для современного молодого зрителя такого же возраста, как актёры спектакля и герои постановки».
В этот же день на большую сцену «Красного факела» выйдут «Люди своевременных взглядов». Спектакль, над которым работает режиссер Александр Созонов, основан на произведениях популярного столичного писателя Александра Цыпкина – автора нескольких сборников рассказов, создателя проекта «БеспринцЫпные чтения» и сценариста популярного сериала «Беспринципные». Обладатель «атомного везения» и неофициального статуса «лица новой российской культуры» не только приедет в Новосибирск на стартовые показы «интеллектуальной комедии с драматическим разрешением», но и выйдет на сцену в роли Автора.
Театральная редакция прозы Цыпкина сложится в своеобразный альманах комических историй, наполненных юмором и знакомыми зрителям обстоятельствами жизни. «Каждая репетиция у нас проходит с таким хорошим хохотом, — говорит режиссер Александр Созонов. — Актеры очень хорошо понимают способ существования, метод репетиций. У них произошло так называемое смыкание с автором. И, кстати, Александр Цыпкин какие-то моменты корректирует, дописывает именно под наш спектакль, под индивидуальных исполнителей».
17 марта премьерная эстафета перейдет в театр «Старый дом». Режиссер Елизавета Бондарь, двумя сезонами ранее приведшая труппу к «Золотой маске» в ритме спектакля «Танцующая в темноте», расскажет свою трактовку мифа о вавилонском столпотворении. Соавтором реновированного сюжета о самом амбициозном и вместе с тем самом неудачном строительном проекте человеческой цивилизации станет драматург Екатерина Августеняк. Авторы спектакля «Вавилон» поразмышляют о том, какие тщеславные идеи иллюзорно объединяют людей сегодня, и как распад — не просто на уровне внешнего языка, а на уровне внутреннего мира каждого отдельного человека, заставляет людей бродить по зеркальным лабиринтам в поиске то ли Бога, то ли Другого, то ли Себя. Репетиции спектакля в самом разгаре. Все персонажи «вполне сатирической истории с серьезными интонациями» вымышлены, но могут кого-то напоминать.
Новосибирский музыкальный театр запланировал первую премьеру года на 28 марта. Режиссер Сусанна Цирюк и художник Елена Вершинина сочинят новую сценическую концепцию мюзикла «Смешная девчонка». Спектакль основан на одноимённом мюзикловом кинобайопике о жизни знаменитой американской комедийной актрисы Фанни Брайс, её карьере на Бродвее и в кино, а также романе с предпринимателем и игроком Ники Арнштайном. В 1969 году одноименный фильм получил семь номинаций на премию «Оскар». Победу американские киноакадемики отдали неподражаемой Барбре Стрейзанд за «Лучшую женскую роль». В Новосибирске звездную партию исполнят солистки Дарья Бочарова и Анастасия Качалова. А поможет им освоить певческие пертурбации текста известный практикующий коуч по мюзикловому вокалу Александра Чопик.
«У меня очень личное отношение к этому материалу. Это первый мюзикл, который я увидела, когда была подростком. Я влюбилась в фильм и потрясающую Барбру Стрейзанд. Все время представляла себя Фанни Брайс, взлетающей над лучшей сценой мира. И, когда мне поступило первое предложение поработать в сфере мюзикла, я приняла его благодаря этим ярким отроческим впечатлениям, — вспоминает Александра Чопик. — В Новосибирск же я приехала для того, чтобы помочь артистам познакомиться с новым для них материалом и внедриться в него максимально достоверно. Это настоящий бродвейский материал. И, конечно, для артистов это очень ощутимо – совершенно другая стилистика, изгибы мелодий, звучание. Хоть наши отечественные композиторы замечательно пишут мюзиклы, но “Смешная девчонка” — совсем другой тип письма. И он требует совсем другого типа исполнительства».
Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»
Фото Алексея ЦИЛЕРА, Тимофея МАМЛИНА, Дарьи ЖБАНОВОЙ, Юлии ЯКОВЛЕВОЙ и Константина НАРЫКОВА