На трех площадках города в конце октября откроется выставка-исследование, представляющая наследие новосибирского «неформального» искусства.
ЕСТЬ такое понятие — «третья культура». «Вторая культура» — это андеграунд, а «третья» — андеграунд в андеграунде, зачастую где-то на границе с ар-брютом, а порой и за этой границей. Наверное, именно к «третьей культуре» следует отнести круг Олега Волова и его единомышленников: были выставки, были самиздатские журналы и книги, но все это было для себя, для своих друзей — как органическая потребность, как дыхание. Человек ведь не кричит направо и налево: «Смотрите, как я дышу! Ни фига себе!»
«Третья культура» — это практически полное отсутствие амбиций. Творчество равно биографии, но не как в случае с эксплуатирующей это стратегией выстраивания «личного брэнда», а просто потому, что иначе невозможно. Будучи применимо и к отдельным творческим единицам, это явление многократно усиливается, когда такие единицы объединяются, влияют друг на друга, резонируют.
Творчество Олега Волова и других авторов его круга, наследовавшее одновременно авангардным практикам 1920-х годов и нонконформистским традициям неофициальной культуры второй половины XX века, представляет собой удивительный пример «оазиса», саморегулирующейся экосистемы, которая в жестких условиях 1990-х существовала по своим собственным правилам — как вне законов истеблишмента, так и вне рамок контркультуры. Это образец того, как человеческое, социальное переплетается с художественным, как искусство становится судьбой, вернее, даже — коллективной судьбой.
Куратор выставки Валерия Яковлева подчеркивает ее краеведческий аспект:
— История города — всегда совокупность историй, происходящих в нем. В этом ракурсе выставка «Миф о 17 невидимках» — нетривиальное путешествие в Новосибирск 80-90-х годов через оптику локального сообщества художников и поэтов. Новые имена, самостоятельные и взаимовлияющие художественные практики, мозаика свидетельств устной истории — все это подсветит отдельные пространства Новосибирска подчас неожиданными смыслами. Если образ города — пазл, то эта выставка — еще одна деталь к нему, позволяющая расширить и углубить восприятие.
Выставка-исследование апеллирует к вопросам генезиса и эволюции локальных художественных сообществ, их вовлеченности в местный и глобальный контекст. В рамках выставки будут представлены не только работы наиболее ярких представителей сообщества поэтов и художников, сформировавшегося вокруг фигуры Олега Волова в 1980-е — 1990-е годы (культурный центр «Окраина мысли» / товарищество «Блюмкин приют» / галерея «17 невидимок»), но и сопутствующие материалы исторического характера. При ее подготовке было записано несколько десятков интервью с представителями неофициальной культуры Новосибирска указанного периода, на основе которых созданы текстовый, звуковой и видеоряд выставки. Выставке будет сопутствовать событийная программа, интегрирующая образовательные практики в области истории самиздата и неподцензурного искусства, локальной идентичности, художественных методов работы со средой.
Неофициальная культура как на общероссийском, так и в особенности на региональном уровне изучена достаточно слабо, и реальная картина культурного ландшафта СССР / России второй половины XX века до сих пор является очень фрагментарной. С этой точки зрения выставка-исследование «Миф о 17 невидимках» представляет собой важный прецедент художественно-документального погружения в многослойную и сложносоставную среду новосибирского андеграунда переходного периода истории нашей страны.
Основную часть экспозиции составили работы из частной коллекции Олега Волова. Также на выставке представлены работы из архивов Евгения Иорданского, Андрея Жданова, Ольги Кулдышевой, Юлии Лихачевой, Сергея Патрикова, Юлии Пивоваровой, Нины Шубиной. Большинство материалов хранится в фондах Студии 312 / Сектора самиздата и нетрадиционной печати ГПНТБ СО РАН.
6+
Антон МЕТЕЛЬКОВ, специально для «Новой Сибири»
Иллюстрация: Денис Федяев «Без названия»