В Москве объявили номинантов «Золотой маски», которую теперь курирует команда Союза театральных деятелей РФ под председательством Владимира Машкова. Впервые за много лет в списке финалистов главной театральной премии страны за сезон 2023—2024 годов не оказалось новосибирских театров. Не нашлось в топе и места для большинства ведущих театров Москвы, Петербурга и тяжеловесов из регионов. Шорт-лист настолько оригинален, что даже знатокам современного театрального искусства придется воспользоваться гуглом, чтобы понять, кто есть кто среди сонма триумфаторов.
Статистику реновированной премии оргкомитет публикует часто и во всех подробностях. Всего на соискание награды поступило 734 заявки из 170 российских городов, в том числе 74 — из Москвы, 38 — из Санкт-Петербурга и 360 — из других городов страны. Допуск к конкурсу получили 567 заявок, а вот до очных просмотров добрались только 180 постановок: 49 музыкальных спектаклей и 131 кукольных и драматических. Свой вердикт экспертный совет вынес после 17 очно-заочных заседаний, по итогам которых на суд жюри выйдут 36 работ в 95 номинациях.
«Золотые маски» будут вручать в шести самостоятельных конкурсах (драматический театр, опера, оперетта/мюзикл, балет, театр кукол, эксперимент). В последний раз награду получат не только спектакли, но и их создатели — актеры, режиссеры, художники, драматурги, дирижеры и композиторы. Начиная со следующего конкурсного цикла, частные номинации будут устранены, а премии, не считая почетных, обещают вручать только спектаклям как результату коллективного творческого труда всего театра.
Что же касается списка кораблей, которые в начале лета причалят к XXXI церемонии вручения наград, то он не столь длинен, сколь удивителен. Нет в нем, по крайней мере в драме, за редким исключением ни именитых театров, ни просто сильных театров, находящихся на пике своей творческой формы, ни знаменитых имен, ни ярких спектаклей, о которых активно рассуждали профессиональное театральное сообщество и зрители. Зато есть легион новых на премиальном поле игроков и попросту темных лошадок, в выборе которых логика, безусловно, прослеживается, но вот исключительно творческая ли — большой вопрос.
Так, в категории «Лучший спектакль. Драматический театр. Большая форма», на полях которой новосибирские постановки регулярно вступали в сражение со сценическими проектами столичных театров-тяжеловесов, на победу претендуют шесть номинантов. Только один — «Соборяне» Русского концертного агентства —‒ представляет Москву, остальные пять номинантов — национальные республики или города, прежде не стоявшие во главе театрального процесса: Элисту, Стерлитамак, Ижевск, Улан-Удэ и Владимир. Схожая картина маслом и в категории «Лучший спектакль. Драматический театр. Малая форма», с той лишь разницей, что здесь уже не ощущается доминанта республиканских трупп. Супротив спектакля, созданного Московским театром Мастерская П. Н. Фоменко, выступят постановки драматических театров из Лысьвы, Минусинска, Якутска и Екатеринбурга.
Свои особенности и у конкурсной категории «Музыкальный театр». Например, после объявления номинантов театральная общественность заговорила о «казусе Воронина»: экспертный совет под председательством Валерия Воронина, худрука и главного дирижера Астраханского государственного театра оперы и балета, выдвинул на премию спектакль возглавляемого им театра. Опера «Любовь к трем апельсинам» претендует на 4 награды, одна из которых может отойти дирижеру Валерию Воронину. Даже если астраханская версия оперы Прокофьева поставлена безупречно, этическая сторона такой номинации не может не смущать.
Новосибирские театры в финал конкурса не попали, как и все те театры, с которыми им приходилось многие годы конкурировать, порой успешно, в контексте главной театральной премии страны. В частных номинациях присутствуют лишь два имени, аффилированных со столицей Сибири, но в привязке к другим городам. Опера «Похождения повесы» в постановке Андрея Прикотенко, творческого лидера «Красного факела», номинирована как «Лучший спектакль» и может принести «Золотую Маску» Пермскому театру оперы и балета им. П.И. Чайковского. А худрук «Первого театра» Джемма Аветисян находится в статусе соискателя награды за спектакль «8 женщин» Красноярского музыкального театра, где также служит главным режиссером.
Более открытым к новосибирцам оказался лонг-лист премии. Среди 92-х спектаклей, не прошедших окончательный отбор, но замеченных экспертами, оказались «Ромео и Джульетта» драматического «Красного факела» и «Человек, нашедший свое лицо» Новосибирского музыкального театра в музыкальном конкурсе, а также «Дачники» «Старого дома» и «Собаки» молодежного театра «Глобус».
Дипломанты на соискание «Золотой маски» не претендуют. Их миссия на этом пути окончена. А номинантам еще предстоит выслушать решение жюри. Пройдет церемония награждения не в Москве, как было с момента основания премии, а в Казани. Об этом 20 января сообщил глава СТД РФ Владимир Машков на открытии нового здания Татарского театра имени Г. Камала: «Татарстан — триумфатор «Золотой маски». В прошлом году их было шесть, и вы с абсолютной настойчивостью забираете их, по справедливости. Будет замечательно, когда сюда приедет вся театральная Россия в июне».
Министр культуры России Ольга Любимова присутствовала на торжественном открытии и идею Машкова поддержала. Республики Татарстан Рустам Минниханов поблагодарил за оказанное доверие. Местные СМИ радостно растиражировали новость, однако буквально через два дня были несколько фраппированы, увидев опубликованный список номинантов, где вместо двух десятков прошлогодних номинаций оказалась одна — за лучшую мужскую роль в драматическом театре. Шорт-лист журналисты назвали «похмельем после триумфа», а заодно ревниво просчитали, что театры из соседнего Башкортостана собрали 18 номинаций на премию и даже заподозрили в фиаско местное отделение СТД, которое поддержало не те спектакли, что могли бы по достоинству оценить эксперты.
Впрочем, это только эмоции. В сухом же остатке — понимание того, что национальная театральная премия, оставив старое название, обрела новые установки, цели и смыслы. Кажется, задача «Золотой маски-2025» не столько отобрать лучшее из лучшего и подвести итоги сезона по гамбургскому счету, сколько уйти от прежней парадигмы. Логика понятная — много званых, а мало избранных. И все же от крупнейшей культурной институции, занимающейся развертыванием русского культурного кода и восстановлением доверия к премии со стороны профессионального сообщества и государства, требуется нечто большее. Иначе вместе с водой можно выплеснуть и ребенка.
Ида КАЗИМИРОВА, «Новая Сибирь»
Фото из открытых источников