Михаил Щукин: Образно выражаясь, «золотые маски», которые лепили власти, оказались сорванными

0
4430

Главный редактор журнала «Сибирские огни», отмечающего свой 100-летний юбилей, рассуждает о литературной «войне» в Сибири в 20-х годах, о проблемах книгоиздания и о современном патриотизме. 

— Михаил, сразу не самый простой вопрос. В контексте событий на Украине многое в жизни стало восприниматься несколько иначе, в том числе и литературные произведения. Не получится ли так, что самоцензура приведет «Сибирские огни» к публикации совсем уж откровенно патриотических произведений?

— В редакционной политике больших перемен не предвидится, в первую очередь будем публиковать, как и раньше, произведения талантливые и достойные. У нас в этом смысле ничего не изменилось, и самоцензурой пугать не надо. А что касается последних событий,  свою позицию мы с первых дней военной операции  заявили четко и ясно — повесили на входе знак Z: «Своих не бросаем». И завели рубрику «Классика — современности», где появились стихи Тютчева, Блока и Бродского, которые сегодня звучат очень современно. Тютчевские строки «Ужасный сон отяготел над нами...» вообще кажутся написанными именно сегодня. Установили контакты с Союзами писателей Донецка и Луганска: стихи донбасских и, конечно, сибирских поэтов стали почти ежедневно выкладывать в наших соцсетях. И эти стихи ؅— иные из них написаны прямо на передовой — самые читаемые. Недавно сформировали электронный сборник «Будем жить!» и он уже выложен на сайте журнала и на портале «Журнальный мир. рф». Читайте. Там все сказано.

— А ваша личная позиция?

— Моя точка зрения как главного редактора очень проста. Я никогда не отличался большой любовью к власти, а с прежней, ельцинской властью вообще не дружил. Но если ты власть не любишь — соблюдай правила игры: дистанцируйся от нее и делай свое дело, которое ты считаешь нужным и справедливым. Вот я в ельцинские времена и выпускал десять лет журнал «Сибирская горница», отстаивая те принципы, которые сегодня, наконец-то, провозглашаются государством. И совесть моя, считаю, чиста. А что касается визга и писка недоброжелателей, один из которых обозвал меня в соцсетях «красно-коричневым черносотенцем», могу ответить лишь одно — слава тебе, Господи, что не «голубой»!

А что касается контекста событий… Однажды, в 2017 году, мы получили рукопись из Киева от неизвестного автора рассказ под названием «Путь Карлюты». Это был очень жесткий рассказ о событиях на Донбассе. Псевдоним у автора был Данило Разиня, мы так и не узнали его настоящую фамилию. И сталкиваясь с нынешней позицией иных наших деятелей культуры, я вспоминаю слова Сергея Бодрова о том, что нельзя говорить плохо о своей стране, когда она воюет.

— Да, в непростое время журналу выпало праздновать 100-летний юбилей. Хотя, если вспомнить, первые номера «Сибогней» тоже выходили не в самые простые времена. Кстати, на паре сайтов сообщили, что вы собираетесь повторить дизайн вообще всех обложек «Сибирских огней» за сто лет.

— Ну, это как обычно: кто-то один оговорился, а все следом повторили… В юбилейном году у нас выйдет двенадцать номеров, и мы постараемся использовать оформление обложек разных периодов истории «Сибирских огней» двенадцать раз. Дизайн менялся неоднократно, так что как раз хватит на все месяцы. Мы не преследовали цель продемонстрировать что-то документально-историческое, а хотели показать художественное выражение Времени: ведь каждая новая редакция журнала — в силу своего понимания окружающего мира — изобретала свой новый стиль.

Вот перед нами обложка третьего номера за этот год, повторяющая обложку столетней давности. Мы уже подняли огромный пласт исторических документов того периода, когда между отцами-основателями журнала даже разгорелась дискуссия — почему в оформлении славянский стиль, а не революционный?..

А 20-е годы и правда были не из самых легких. Совместно с государственным архивом Новосибирской области мы проделали огромную работу — подняли очень большое количество документов, связанных с историей «Сибирских огней». На некоторых папках даже нет отметки, что они были хоть раз просмотрены, но для меня некоторые документы стали настоящим откровением.

— Это было в период торжества РАППа, когда даже Фурманов и Фадеев делили литературу на союзников и врагов?

— Все это происходило на исходе 20-х годов, когда разгромленная в Москве Российская ассоциация пролетарских писателей высадилась десантом в Новосибирске и активно боролась за то, чтобы журнал достался именно РАППу. Причем, эта борьба велась с большим идеологическим перевесом. Возьмем, например, донос на Владимира Яковлевича Зазубрина — специфическое ходатайство в партийные органы… Когда начинаешь вчитываться в эту полуслепую машинопись, временами даже озноб берет: это вам совсем не нынешняя перепалка в соцсетях, когда ты можешь написать все, что угодно, скрывшись под собачьей кличкой… Здесь за словесными баталиями следовали реальные последствия — иногда просто жуткие.

Местные сторонники РАППа были люди при должностях — в том числе и партийных. Когда раскрываешь «Советскую Сибирь» того периода, видишь огромный заголовок: «Кому светят «Сибирские огни»?», а следом идут разгромные статьи на целый разворот. Так что после ознакомления с такими материалами, лучше начинаешь понимать логику последующих событий: за небольшим исключением весь первый состав редакции журнала закончил жизнь трагически.

— Как вы считаете, может быть, имеет смысл расширить очень сжатую информацию по этому вопросу в «Википедии»?

— Мы сейчас на основе новых обнаруженных документов займемся этой работой, многое уточним и поправим. Уже в мартовском номере мы открываем целый цикл публикаций, посвященных истории «Сибирских огней» — это стенограмма заседания по поводу  празднования 5-летия журнала, которая, к счастью, сохранилась. Со всем этим стоит познакомиться — в том числе и на выставке «Сибирские огни» в документах», которая была открыта в  государственном архиве Новосибирской области на днях. И еще мы подготовили, опять же на основе документов, специальный выпуск журнала, который выйдет в свет в ближайшие дни.  Мы предоставляем нашим читателям возможность самим увидеть Историю, не навязывая мнения редакции. Смотрите: вот так всё складывалось. Сами читайте и делайте собственные выводы.

— Кстати, ваша редакция уже проделала серьезную работу по оцифровке номеров журнала.

— Надо сразу сказать, что основная часть этой гигантской работы легла на нашу любимую областную научную библиотеку. На сегодняшний день мы имеем в оцифрованном виде все номера — начиная с первого — за март 1922 года по март 2022 года. И теперь прочитать «Сибирские огни» на нашем сайте может любой человек из любой точки мира. Кроме того, весь архив размещен на сайтах  новосибирской научной и российской государственной библиотек. И, надо сказать, что такая возможность очень востребована, к нам приходит много писем с благодарностями. Ведь действительно, попробуй сейчас найти в библиотеке журнал… на вскидку: номер 4 за 1926 год! А теперь нужно всего лишь несколько раз нажать на кнопку…

— Неужели ни одного выпуска не изъяли во время «чистки» библиотек в 30-е годы?

— Нет, к счастью, абсолютно все номера сохранились. Более того, к концу года мы надеемся получить единый библиографический указатель — об этом есть договоренность все с той же областной  библиотекой. Такой указатель, конечно же, уже выходил, но в своеобразном виде. К примеру, в таком издании в 40-х годов не оказалось части наших авторов. Похоже на то, нечто подобное могло происходить и в более поздний период. Кстати, идет работа и над единым именным указателем, где будут представлены все авторы за сто лет.

— Юбилейный год вы начали отмечать заранее. Торжественная часть у вас назначена на 15 апреля. А что еще интересного планируется?

— На этот год у нас много задумок. Вот сейчас состоятся торжества, потом переведем дыхание, как говорится, и перейдем к дальнейшей работе. Ведь когда заканчивается очередной этап развития, нужно придумывать что-то новое, чтобы двигаться дальше. В первую очередь, это идеи на улучшение, на углубление самих текстов. И в связи с этим мы начали серьезный разговор с литературными критиками, которым уже давно пора начинать по-настоящему серьезно анализировать тексты «Сибирских огней». Обязательно будем привлекать к этой работе библиотекарей, чтобы они донесли до нас мнение читателей. Как показывает опыт присуждения нашей ежегодной литературной премии,  в жюри, которое рассматривает список произведений, литераторов, как правило, буквально один-два, — все остальные, независимо от должностей, в первую очередь просто читатели. В последний раз во время обсуждения мы так бурно отстаивали свои точки зрения, что мне порой казалось, что я присутствую на крупной публичной дискуссии. И это говорит о том, что журналу нужно усиливать обратную связь с простым, но заинтересованным читателем.

В рамках серии «Библиотека сибирской литературы» недавно издан сборник прозы новосибирских авторов «На два голоса» и сборник «И век как день», где опубликованы произведения ста поэтов-авторов «Сибирских огней» за минувшие сто лет. В московском издательстве «Вече» вышел первый том антологии сибирских рассказов «Алые сугробы», где представлена дореволюционная проза и авторы первых лет существования «Сибирских огней». Еще два тома рассказов, опубликованных в журнале за последующий несколько десятилетий, выйдут в течение этого года.

Открываются и выставки: организованная совместно с Новосибирским государственным архивом  — «Сибирские огни» в документах» и Центре истории новосибирской книги — «Огни светят сто лет». Кстати, именно в этом Центре нашлась единственная уцелевшая обложка 1-го номера «Сибирских огней»: в библиотеках сохранились номера без обложек: бумага на них плотная — наверное, неудобно было переплетать…

А еще совместно с областной библиотекой и московским издательством «Вече» готовится апрельский форум «Сибирское слово».

— В онлайн-режиме, как сейчас это принято?

— Нет, в основном без видеосвязи. 14 апреля в ГПНТБ соберется большое количество библиотекарей из города и области, которые смогут напрямую пообщаться с издателями, а издатели — с читателями. Генеральный директор «Вече» Леонид Леонидович Палько представит новый проект «Книжная платформа», который Российский книжный союз сейчас организует при поддержке властей. А главный редактор «Вече» Сергей Николаевич Дмитриев обсудит со всеми вопрос о налаживании связи — от книгоиздателей до читателей.

Часть традиционных встреч, к сожалению, перешла в онлайн, как последние телемосты с библиотеками Тамбова,  Оренбурга и Челябинска. Но, несмотря на пандемию, мы побывали недавно с «писательским десантом» в Куйбышеве и в  Ордынском районе. А в Новосибирске «живые» встречи у меня прошли в юношеской библиотеке, в библиотеке имени Чехова и с нашими росгвардейцами.

— НСК-49 показал цикл видеофильмов «Век «Сибирских огней». Он был заказным, или это их инициатива?

—  Инициатива, конечно, была с нашей стороны. А 49-му каналу мы благодарны за сотрудничество. Все эти десятиминутки посвящены истории журнала — с момента основания и до сегодняшнего дня. Всю десять подборок можно увидеть на нашем сайте.

— У вас, как и в большинстве толстых литературных журналов, преобладают авторы в возрасте. Так было раньше, и так будет всегда?

— Мы часто вообще не обращаем внимания на возраст. Молодым, конечно, нужно давать дорогу, но исходить, все же, нужно из оценки профессионального уровня. У нашей премии есть номинация «Новые имена», но это вовсе не значит, что мы упорно должны искать тех, кому по двадцать лет. Критерием может быть только качество текста: как говорится, хороший человек — это не профессия.

— Книги, которые издаются в серии «Библиотека сибирской литературы», да и многие другие издания, выходящие при поддержке минкульта, не попадают в розничную продажу и расходятся по библиотекам. Это ведь нелогично и несправедливо, что новосибирцы не могут купить их в магазине.

— Да, многие тиражи не попадают в розничную торговлю. Это в том числе трехтомники Петра Дедова и Николая Самохина. А со сборником моего любимого поэта Александра Денисенко вообще получилась настоящая беда: поступает огромное количество звонков от желающих его приобрести, просто ажиотаж. Это вам, кстати, к разговору о качестве текстов… Оказывается, и в наше время сохраняется большой интерес к поэзии. Доходит до смешного: как-то раз книжки, подписанные Александром Ивановичем конкретным людям, увели совершенно другие уважаемые люди, пользуясь моим отсутствием в редакции!

Вопрос по поводу свободной продажи книг, пользующихся спросом, мы, конечно,  поднимали. Минкульт в курсе этой проблемы и думает, как ее можно решить. Вот, к примеру, на Алтае, где книгоиздательство развито чуть ли не лучше всего в России, есть несколько точек, напрямую не связанных с торговлей — например, краевая библиотека имени Шишкова и университет — где можно свободно приобрести многие их издания. Наверное, что-то подобное возможно осуществить и в Новосибирске. Да и творческие встречи с авторами — тоже прекрасная возможность для распространения.

— Кстати, почему в Новосибирске уже много лет, если не сказать — десятилетий — не проводится массовых поэтических фестивалей? Все-таки, книжные ярмарки — это нечто другое.

— Я помню свою молодость, когда на вечера поэзии в НЭТИ и в старый ДК Чкалова просто невозможно было попасть, людей проводили через черный ход, через служебные помещения. Конечно, в наше время такого внезапного интереса добиться невозможно…

— А ведь еще десять лет назад 90-летний юбилей «Сибогней» сопровождался фестивалем Павла Васильева «Русский беркут», который был еще и всероссийским. Вот вам и контекст, и стимул, казалось бы.

— Абсолютно согласен. Но вся беда в том, что когда приходишь на наши местные поэтические мероприятия, видишь одних и тех же людей. И все они пишут стихи. Изо  всех поэтических сообществ выпадает одна важная составляющая, которая называется «читатель». Я считаю, что нужны какие-то новые интересные формы, здесь уже нельзя пользоваться старыми методам. Возникала ведь в Новосибирске идея организовать поэтические вечера на набережной, но на это как-то не хватило силенок… Да и встречного интереса. Поэтому на следующей ступени развития журнала я считаю важным, чтобы каждое готовящееся культурное событие было внедрено в информационное пространство и вызывало отклик у простого — в кавычках — населения. У нас ведь сейчас как… Если в городе вышла новая книжка — это никакое не событие, а вот если пьяная дама на «лексусе» в «мерседес» врезалась — это событие номер один.

— Михаил Николаевич, если уж кого обвинять в сложившейся в стране сложной ситуации, так нужно чуть ли не всех сразу. К тому же, сегодня положение усугубляет лицемерие тех, кого еще вчера держали за уважаемых людей.

— Это верно. Я считаю бесстыдством в высшей степени, когда кому-то утром в Кремле орден на шею вешают, в обед он получает многомиллионные субсидии, а вечером, выпив чашечку кофе, садится за ноутбук и строчит в соцсетях про «кровавый путинский режим»… Образно выражаясь, «золотые маски», которые так нежно и заботливо лепили власти, оказались сорванными и выглянули из-под них истинные физиономии русофобии и ненависти к своей стране. Момент истины!..

Петр ГАРМОНЕИСТОВ, «Новая Сибирь»

Фото из архива Михаила Щукина

 

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.