Монохром «эпохи Редлих»: Выставка из истории старой театральной фотографии

0
471

Малое фойе «Красного факела» превратилось в экспозиционное пространство, вобравшее в себя множество лиц, каких сегодня не увидишь ни на экране, ни на сцене, ни на улицах города. С академических фотопортретов, выполненных в строгой черно-белой гамме, на нас, нынешних, смотрят актеры, режиссеры, художники эпохи «Сибирского МХАТа» ‒ представители тех трех десятилетий, когда главную драматическую сцену города возглавляла легендарная Вера Редлих. Именно ее 130-летию посвящена выставка исторической фотографии, подготовленная совместно с Новосибирским отделением СТД и Театральным музеем города.

Вера Редлих – легенда театрального Новосибирска и одно из самых ярких имен в истории «Красного факела». Ученица самого Станиславского и однокашница знаменитого второго поколения МХАТовцев ‒ Аллы Тарасовой, Николая Хмелева, Николая Баталова, Марка Прудкина. Путь Редлих в Сибирь был сложен и связан не столько с театральными, сколько с семейными обстоятельствами. Сначала случился Томск, где прошло ее актерское становление. Затем чередой последовали Ярославль, Владивосток, Кострома, Иваново-Вознесенск, Чита, Харбин. В 1932 году Вера Павловна оказалась в Новосибирске, где за двадцать восемь лет работы прошла путь от режиссера до художественного руководителя театра «Красный факел». Собрала и сплотила сильный коллектив, в труппу которого выпускники столичных творческих вузов буквально стояли в очередь, и поставила на сцене знаковые для новосибирской театральной летописи спектакли.

Режиссерским триумфом Редлих стал шекспировский «Гамлет», появившийся на свет в 1941 году: именно в Новосибирске впервые прозвучал перевод Бориса Пастернака, созданный годом ранее. «Дядя Ваня», «Чайка» и «Три сестры» А. Чехова, «Зыковы» М. Горького, «Село Степанчиково и его обитатели» Ф. Достоевского, «Барабанщица» А. Салынского – этим и многим другим спектаклям рукоплескали зрители и критики. Благодаря Вере Павловне «Красный факел», первый в нашей стране театр с именем собственным в названии, стал неофициально именоваться «Сибирским МХАТом» и получил репутацию одного из сильнейших театров в СССР ‒ столичного, несмотря на свое явно провинциальное месторасположение.

«Символ русской культуры», «женщина настоящего дарования и безоглядной преданности театру» – такими эпитетами награждали Веру Редлих коллеги и исследователи театра. «Вера Павловна всегда была лучезарна, всегда была добра. Она очень любила актера. И, наверное, эта высокая любовь к актеру помогала ей создавать атмосферу “Красного факела”. Ее вкус, ее эстетика в театре всегда были эталоном, ее мнение – непререкаемым авторитетом, — рассказывала в одном из интервью народная артистка СССР Анна Покидченко, пришедшая в труппу «Сибирского МХАТа» в «эпоху Редлих» и оставшаяся в «Красном факеле» на всю жизнь. — Она удивительно умела строить атмосферу спектакля. Как она это улавливала? Как она это делала? Но она создавала атмосферу, необходимую этому спектаклю. Появлялась особая тональность. Редлих всегда шла от индивидуальности актера. Она давала направление, подбрасывала манки и если видела, что актер откликнулся на ее манок, она старалась это развить».

Новосибирск Вера Редлих покинула в 1960 году вместе с близкой ей группой актеров. Решение было не столько желанным, сколько вынужденным: так скрутились в узел театральные обстоятельства, что разрубить его можно было только полным разрывом, который не преминул обернуться кризисом для лишенной своего гения места труппы. Впрочем, мельница времени перемалывает все. Стерлись в потоке коллективной памяти поводы, эмоции и причины. Осталась личность режиссера, педагога, постоянно искавшего новые формы и методы работы, и человека большого таланта, редкой энергии, культуры, интеллекта и обаяния. Вера Редлих стала самой бесспорной фигурой в театральной истории Сибири XX века ‒ и к имени ее, вошедшему в историю театрального искусства России, обращаются потомки.

В экспозицию выставки «Из истории старой театральной фотографии», завоевавшей своим монохромным духом пространство малого фойе театра «Красный факел», вошло более полусотни портретных и групповых снимков из архивов Театрального музея Новосибирска. Есть здесь и удивительные карточки, иллюстрирующие юные годы Веры Редлих в кругу семьи и друзей, ‒ неофициальные и еще далекие от театра. 1890-е годы ‒ Вера на ковре в центре с братом Михаилом. 1914 год ‒ на даче Максимилиана Волошина вместе с Мариной Цветаевой, Еленой Волошиной и Сергеем Эфроном. Первые театральные шаги. 1916 год ‒ Вторая студия Художественного театра, группа участников спектакля «Зеленое кольцо» по пьесе Зинаиды Гиппиус с Константином Станиславским и Алексеем Стаховичем во главе.

Судьба действительно подарила Вере Павловне великих учителей и живое общение с интереснейшими людьми ‒ дружбу с Софьей Голлидэй и Аллой Тарасовой, участие в съемках фильма рядом с Федором Шаляпиным, встречи с Александром Блоком и другими крупнейшими поэтами.  И все же большая часть фотографий, представленных на выставке, посвящена краснофакельскому периоду. Здание театра, каким его увидела Вера Редлих, едва перебравшись в Новосибирск. Галерея соратников и коллег, артистов, режиссеров, художников старого «Красного факела» 30-х, 40-х и 50-х годов. Застывшие в вечности кадра эскизы и сцены из культовых спектаклей «Сибирского МХАТа» ‒ «Гамлет», «Фельдмаршал Кутузов», «Чайка», «Три сестры», «Село Степанчиково и его обитатели». Отрывки из писем военного времени Веры Редлих и ее дочери Елизаветы супругу Сергею Бирюкову, который был призван в армию в первые дни войны и служил на Дальнем Востоке артиллеристом-зенитчиком. Чинные групповые портреты труппы ‒ в родных стенах и на гастролях. Увидеть уникальные фотоматериалы можно, придя на любой спектакль «Красного факела». Выставка располагается на втором этаже и работает до 15 мая.

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото Василия ВАГИНА

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.