Настоящий Дикий Запад посреди Новосибирска

0
3256

Новосибирская «Победа» стала третьим кинотеатром в России, где в ближайшие выходные можно будет увидеть на большом экране классический спагетти-вестерн «Однажды на Диком Западе» легендарного режиссера Серджо Леоне. 

КУЛИНАРНО-кинематографический изыск под названием «спагетти-вестерн» появился на свет в Италии за счет удивительного сходства пейзажей того самого Дикого Запада и итальянского пустынного и засушливого юга. К концу 1960-х жанр уже обрел своих поклонников по обе стороны Атлантики и успешно начал выходить за рамки чистой развлекательности, которая ему несколько пренебрежительно приписывалась в начале. Фильмы Серджо Леоне стали для спегетти-вестернов своеобразной вершиной этой эволюции жанра.

Когда-то в мятежном 1968 году «Однажды на Диком Западе» Леоне собрала просто невероятную плеяду звезд американского и итальянского кино. Невозмутимый до цинизма Чарльз Бронсон, тогда еще только начинающая свое восхождение звезда Голливуда, и умеющий парадоксально быть одновременно и беспощадным, и ранимым герой Генри Фонда, голливудский «тяжеловес-оскароносец», встретились на экране с великолепной итальянкой Клаудией Кардинале, сыгравшей тогда одну из самых сложных своих ролей.

Даже сценарий для ленты вместе с Серджо Леоне писали звезды: тогда еще восходящие звезды итальянской режиссуры, а в будущем стопроцентные классики мирового кино — Бернардо Бертолуччи («Последнее танго в Париже») и Дарио Ардженто («Суспирия» и «Преисподняя»). В итоге получилась томительная, чуть затянутая, но завораживающая история мести и любви.

Завязка на первый взгляд может показаться чисто шаблонной — убито семейство фермера, отказавшегося продать свой земельный участок. Но подано это кровавое событие, по сути, как некое жертвоприношение. И вот уже банальный сюжетный ход оборачивается притчей, которой как раз и необходима эта самая кажущаяся простота. Мхатовские паузы в действии, переполняющие картину, окончательно придают ей иносказательную стилистику, а режиссер заполняет эти бессловесные пустоты не только актерской энергетикой, но и врезающейся в мозг музыкой Эннио Морриконе. Знаменитая музыкальная тема Судьбы, сыгранная на губной гармошке персонажем Чарльза Бронсона, с нарастающей силой возникает в фильме — то как знак фатальной неизбежности, то (уже в следующем эпизоде и в другой обработке) как символ неубиваемой свободы. Для самой же губной гармошки мелодия Морриконе стала в ХХ веке одной из главных музыкальных тем для телефонных рингтонов — рядом со знаменитой мелодией из его фильма «Хороший, плохой, злой» с Клинтом Иствудом.

Кроме всего прочего, «Однажды на Диком Западе» — фильм, созданный специально для большого экрана: гениальный оператор Тонино Делли Колли здесь добивается удивительных визуальных эффектов, рисуя на экране выжженный безжалостным солнцем мир нескончаемой пустыни, в том числе и пустыни человеческой души. Серджо Леоне, в очередной раз экспериментируя в жанровом кино с дедраматизацией, почти отказывается в некоторых эпизодах от прямого внешнего действия, предпочитая ему действие внутреннее — удивительную атмосферу, которую оператор и концентрирует на безбрежно-большом экране с фантастическим мастерством. Так что, строго говоря, это кино нужно смотреть именно в кинотеатре, где ощутимость всего этого широкоэкранного псевдобездействия воспринимается с наибольшей силой. Ну а Новосибирск в очередной раз может поздравить себя со статусом третьей культурной столицы страны, где именно такое культовое кино может найти своих настоящих поклонников.

Алексей КОЖЕМЯКИН, специально для «Новой Сибири»

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.