«Наташа» шагнула из «Дисциплины»

0
1788

Пьеса московского драматурга добралась до финала новосибирского театрального проекта.

ПЕРВЫЙ рабочий сезон фабрики нарративного театра «Дисциплина» в новосибирском «Старом доме» подошел к логическому завершению. В декабре и январе со сцены театра было прочитано 11 пьес, написанных русскоязычными авторами в рамках нового драматургического проекта, который начался с желания вернуть на сцену увлекательную историю и дать слово героям нашего времени, а закончился широкими возможностями пополнить репертуарную копилку театров страны. Впрочем, право первой постановки пока в руках организатора проекта — театра «Старый дом». Уже 10 апреля в афише появится спектакль по пьесе московского драматурга Марины Крапивиной «Наташа». Еще две пьесы — «От отбоя до подъема» новосибирца Алексея Понедельченко и «Катапульта» минского драматурга Дмитрия Богославского — рассматриваются для постановки в следующих сезонах.

Фабрика нарративного театра «Дисциплина» стартовала год назад: 21 января «Старый дом» объявил конкурс авторов для своего нового проекта. Победителям предстояло писать пьесы под руководством наставника и по стандартам популярных западных сериалов. По замыслу кураторов (драматурга Александра Молчанова, режиссера Андрея Прикотенко, критиков Оксаны Ефременко и Антона Хитрова), лучшие тексты должны попасть на сцену «Старого дома», а в перспективе и на другие театральные площадки страны.

«В российском театре есть такое направление, как авангардный, экспериментальный театр, — рассказывает куратор проекта театральный критик Оксана Ефременко. — Если говорить об общероссийской тенденции, то это постдраматический театр — театр, который отказывается от сюжета и яркого героя, но дает новый опыт зрителю. Он очень интересен, и «Старый дом» всегда этим занимался. Однако подобные эксперименты связаны с локальным зрителем и привлекают внимание исключительно театралов.  Второе направление — это бестселлеры, ловко сделанные истории развлекательного характера и не всегда высокого художественного качества. Формулируя концепцию проекта «Дисциплина», нам хотелось сделать такой жест, чтобы, с одной стороны, сохранить радикальность идеи, а с другой стороны, быть открытыми большому, массовому зрителю.  И мы подумали, что самым радикальным жестом будет возвращение к традиции, к довольно конвенциональной истории — к хорошо сделанной пьесе, где есть правильно построенный сюжет и интрига, за которой хочется следить до самого финала. Еще одной важной идеей стали для нас поиски нового героя. И на «Дисциплине» появилось много пьес, в которых действуют наши современники. При этом они поднимают самые важные и тревожащие нас сегодняшних темы — женская эмансипация, привилегии, устройство рабочего пространства, классовые противоречия, генетическая память, домашнее насилие».

До финала проекта «Дисциплина» добралось 11 русскоязычных драматургов из Азербайджана, Беларуси, Германии и России, что позволило говорить о международном статусе стартапа. Среди них как начинающие авторы (Наталья Ключарева, Ирина Козловская, Петр Маняхин, Мария Михилева, Алексей Понедельченко), решившие впервые попробовать себя в новом жанре, так и опытные драматурги (Карина Бесолти, Дмитрий Богославский, Исмаил Иман, Марина Крапивина, Булат Минкин, Надежда Фролова), которым проект оказался интересен именно своей возможностью поработать в заданных кураторами рамках. Ориентиром для всех участников стало длинное западное кино — стандарты, заданные популярными сериалами Netflix и HBO.

«Создавая проект, мы ориентировались на то, что многие прозаики и драматурги сегодня ушли именно в сценарное дело, — поясняет Оксана Ефременко. — И Александр Молчанов, наш главный коуч и куратор проекта, конечно, сознательно ориентировался на эту сериальную культуру — и в смысле построения сюжета, и в смысле увлекательности. Я надеюсь, что зрители смогут прийти и оценить, насколько мы перекликаемся и можем конкурировать с Netflix. Сегодня театр рассматривается как часть большой креативной индустрии, поэтому мы хотим создавать серьезный и качественный продукт, упакованный в интересную форму и привлекающий большого зрителя, того самого зрителя, о котором все время думает художественный лидер «Старого дома» Андрей Прикотенко. А он думает о театре для людей, для аудитории, которая не совсем готова к эксперименту, но при этом не хочет смотреть Рэя Куни и совсем антрепризные вещи».

Презентация созданных в рамках проекта пьес проходила в два этапа. Четыре текста были прочитаны со сцены театра «Старый дом» в декабре 2020 года, еще семь были представлены зрителям в конце января 2021 года. В итоге в фокусе внимания художественного руководства «Старого дома» оказались три истории: «Наташа» Марины Крапивиной (Москва), «От отбоя до подъема» Алексея Понедельченко (Новосибирск) и «Катапульта» Дмитрия Богославского (Минск). «Конечно, мы понимаем, что в результате работы первого сезона «Дисциплины» мы получили не одного победителя, а много качественных пьес, — рассказывает директор театра «Старый дом» Антонида Гореявчева. —  Поставить все одиннадцать текстов на сцене нашего театра невозможно, поэтому мы выделили для себя трех финалистов. «Наташа» получит свою жизнь весной, в отношении двух других текстов мы рассматриваем возможности для постановки».

Премьера первого спектакля по пьесам «Дисциплины» запланирована на 10 апреля. Пьеса «Наташа» известного московского драматурга Марины Крапивиной неслучайно отсылает читателя/зрителя к драматургии Чехова. Действие происходит в современной Москве с ее неискоренимым социальным неравенством: в жизнь интеллигентной столичной семьи — высокомерной, пассивной и непрактичной — врывается витальная молодая провинциалка с тяжелым прошлым, которая, казалось бы, играючи взваливает на себя чужие проблемы, а потом с той же видимой легкостью захватывает чужую жизнь. «Меняются времена, меняются эпохи, а противостояние людей разного социального положения не сходит на нет. Зрителям наверняка будет интересно, вырвется ли героиня из этого течения жизни. В финале Наташа всех удивит,   предсказывают создатели проекта «Дисциплина». — Кроме того, в пьесе представлена серьезная психологическая разработка людей разных профессий и взглядов, дается срез современного общества. Есть героиня, которая владеет модной профессией психолога. Есть герой, который пишет сценарии, но никак не может их завершить. Есть сама провинциалка Наташа, которая работает в детском саду и открыта детям, но со своими близкими, с теми людьми, в семью которых она попадает, она ведет себя совершенно по-другому. Наташа активна, парадоксальна, не безупречна в этическом плане, но обаятельна. Это как раз то, с чем любит работать современный театр, — с неоднозначностью и объемом характера».

Заглавную роль в спектакле исполнит прима новосибирского «Старого дома» Лариса Чернобаева. Постановку осуществит известная российская актриса и режиссер, обладательница «Тэфи» и лауреат кинопремии «Ника» Юлия Ауг. «Когда мы только начинали этот проект, было ясно, что у каждого из нас есть свое представление о творчестве и мире, — утверждает главный режиссер театра «Старый дом», куратор проекта «Дисциплина» Андрей Прикотенко. — Но мы послушно стали играть в увлекательную игру, названную нами фабрикой нарративного театра, встречались в Zoom’е, слушали лекции, много разговаривали, начали искать в этом себя и добились хороших результатов. К сожалению, мы не можем поставить одиннадцать спектаклей, но мы можем расширить, усилить этот проект за стенами театра и за пределами Новосибирска. Главное сейчас дойти до конечного итога, а для меня как для режиссера этим итогом является создание спектакля. Очень надеюсь, что те желания и идеи, которые мы закладывали в проект, будут учтены и перенесены режиссером на сцену. Но у нас есть только благожелательные интонации, поэтому, что в конечном счете сделает режиссер, мы не знаем и вместе со зрителями будем ждать результата».

Читки и обсуждения пьес на сцене «Старого дома», проходившие при активном участии экспертов и представителей культурного комьюнити из разных городов России, не только собрали аншлаговые залы офлайн, но и привлекли внимание виртуальной аудитории. Суммарное количество просмотров трансляции январского этапа составило более 100 тысяч.  «Я видел много разных читок и обсуждений, — признается сценарный коуч и куратор проекта «Дисциплина» Александр Молчанов. — Мне кажется, зрители этого театра и этого проекта справились со своей миссией. Здесь потрясающая атмосфера, и публика очень сильно помогала участникам тем, что слушала, смотрела, направляла на сцену свои любящие глаза и активно участвовала в обсуждениях. Сама основная идея нашего проекта — это зрительский театр, театр для зрителя. И поверьте, все, что было сказано в этих стенах, будет использовано в нашей дальнейшей и текущей работе. Пьеса рождается не в тот момент, когда она появляется на бумаге, а в тот момент, когда она впервые звучит на сцене. Наставники выступили для участников проекта музами, и очень здорово, что зрители выступили теми акушерами, которые приняли роды».

Заинтересовались проектом «Дисциплина» и коллеги из других театров.  «Мы получили интерес со стороны наших коллег, — подчеркивает директор театра «Старый дом» Антонида Гореявчева. — Они хотят присоединиться к нашему не имеющему аналогов проекту и продолжать в тандеме с нами второй сезон. Если мы объединимся с другими театрами, а такие предложения у нас есть — от Петербурга до Дальнего Востока, то читки будут проходить на разных площадках страны, и наш драматургический проект вырастет до формата большого фестиваля. Формат «Дисциплины» оказался очень востребованным и жизнеспособным. А содержание — качественным и интересным как для профессионального, так и для обычного зрителя. Мы выходим на федеральный уровень и планируем развивать нашу фабрику нарративного театра, как и другие серьезные проекты, которые рождаются на базе нашего театра».

Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь»

Фото Виктора ДМИТРИЕВА

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.