Некий «Твин Пикс» для детей появится на сцене «Первого театра»

0
1049

Новосибирский молодежный «Первый театр» выпускает первую премьеру сезона: 29 октября пройдет стартовый показ спектакля «Принцесса и людоед». Известный стихотворный сюжет, в котором представительница правящей династии соревнуется со злодеем в освоении ключевых эстетических категорий, интерпретирует в новом жанре «хор-ор» режиссер Полина Кардымон.

Фрагмент репетиции спектакля «Принцесса и Людоед» на сцене Первого театра

Для молодого новосибирского режиссера Полины Кардымон «Принцесса и людоед» ‒ второй опыт сотрудничества с «Первым театром». Первым был «Грибы» ‒ спектакль-текст по пьесе Натальи Зайцевой, отправивший трех персонажей в лес на тихую охоту, а заодно и в психоделический трип по страшной русской сказке и мрачным алармистским пророчествам о конце человечества как неудачного проекта. Новая совместная работа (идея проекта принадлежит экс-директору «Первого театра» Юлии Чуриловой) ориентирована на аудиторию «6+» и предлагает маленьким зрителям театральную игру в жанре «хор-ор». Участникам действа предстоит не просто познакомиться с творчеством поэтов-лианозовцев ‒ Генрихом Сапгиром и Игорем Холиным, но и пройти по лабиринту, полному неожиданных испытаний. На кону ‒ спасение Принцессы, которая то ли ужасная, то ли прекрасная, однако непременно в финале должна выйти прямо к замку из леса.

Точкой отсчета для приключения послужило известное своей переменчивостью стихотворение Генриха Сапгира «Принцесса и Людоед», знакомое не только по антологиям советской поэзии для детей, но и благодаря короткометражному рисованному мультфильму режиссера Эдуарда Назарова. Композитором и исполнителем мультипликационной версии стихотворения был Александр Градский, а сама лента восемь лет пролежала под запретом, наверстав потом с лихвой свою популярность. Впрочем, для нового спектакля цензурные перипетии не имеют значения, ибо фокусируется на поэтической составляющей, а уж она пользовалась неизменным успехом у юных читателей на протяжении многих десятилетий.

Чтобы выстроить литературные миры спектакля «Принцесса и людоед», драматургу Егору Зайцеву, отлично поработавшему в прошлом сезоне вместе с режиссером Полиной Кардымон над созданием спектакля «Великан Бобов» в новосибирском молодежном театре «Глобус», пришлось вновь углубиться в поэзию XX века и вывести на сцену целую поэтическую группу ‒ на этот раз Лианозовсковскую. Название объединения возникло от железнодорожной станции Лианозово, неподалеку от которой в 1950-е годы жили основатели этого течения ‒ Евгений Кропивницкий и Игорь Холин. Сначала в своей неподцензурной поэзии лианозовцы, представители разных творческих поколений, изображали картины мрачного быта рабочих, живших в коммунальных бараках на окраинах Москвы, а затем сфокусировались на исследовании устройства разговорной речи, которую концептуально сопрягали в своем трагически-ироническом минимализме с абсурдностью окружающей действительности. Впрочем, создателей спектакля «Принцесса и Людоед» среди участников Лианозовской школы особенно интересует Генрих Сапгир и Игорь Холин. Объединенные не только спецификой своих поэтических текстов, на равных сочетающих языковую абстракцию с конкретикой языка и «сугубым натурализмом», но и многолетней дружбой. Недаром в воспоминаниях современников этот тандем воспринимается в образах неразлучных странствующих странников: Сапгир – кругленький, добродушный, как Санчо Панса, а Холин – бритая голова-тыква, длинный и тощий, как Дон Кихот. Подробно о жизни и творчестве поэтов и причинах их совместного появления в спектакле расскажет в преддверии премьеры новосибирский поэт Андрей Жданов. Его лекция «Людоеды для детей» пройдет 20 октября в книжном магазине «КапиталЪ» (ул. Красный проспект, 11).

Спектакль «Принцесса и Людоед» начнет свою жизнь на сцене «Первого театра» 29 и 30 октября. Режиссер анонсирует историю как «некий “Твин Пинкс” для детей». Название культового мистического сериала возникает как яркая демонстрационная модель для жанра страшилок, которые во всех проявлениях обожают дети ‒ от леденящих душу разговоров под одеялом с фонариком до поглощения разнокалиберного видеоконтента. «Это заложено в детской природе: пугать друг друга и рассказывать страшные истории, — поясняет замысел спектакля режиссер Полина Кардымон. — Нам показалось, что это вполне органичный жанр для детского спектакля. Удивительно, что таких спектаклей мало в театрах. Наверное, лучше смотреть специализированные страшилки для детей, чем страшные непонятные видео на YouTube».

Придумывая театральную игру в жанр «хор-ор», создатели «Принцессы и Людоеда» решили вывести на сцену не только прекрасные стихи для детей, но и непосредственно самих авторов, которым вместе со зрителями предстоит освоить весьма хитро устроенное пространство. «Разрабатывая пространственное решение, мы создавали среду инфернального цирка-лабиринта, по которому блуждают Сапгир и Холин, — рассказывает художник спектакля Анастасия Юдина. — В этом путешествии они сталкиваются со своими двойниками и персонажами своих стихов, гипертрофированными и принимающими причудливые формы. В качестве референса такого пространства я использовала красный бархатный павильон из “Твин Пикса”, ‒ и это, как мне кажется, перекликается с жанром спектакля – детский хор-ор. Своего рода Дэвид Линч для детей».

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь».

Фото из архива Новосибирского молодежного «Первого театра»

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.