Новосибирский молодежный «Первый театр» выпускает первую премьеру сезона: 29 октября пройдет стартовый показ спектакля «Принцесса и людоед». Известный стихотворный сюжет, в котором представительница правящей династии соревнуется со злодеем в освоении ключевых эстетических категорий, интерпретирует в новом жанре «хор-ор» режиссер Полина Кардымон.
Для молодого новосибирского режиссера Полины Кардымон «Принцесса и людоед» ‒ второй опыт сотрудничества с «Первым театром». Первым был «Грибы» ‒ спектакль-текст по пьесе Натальи Зайцевой, отправивший трех персонажей в лес на тихую охоту, а заодно и в психоделический трип по страшной русской сказке и мрачным алармистским пророчествам о конце человечества как неудачного проекта. Новая совместная работа (идея проекта принадлежит экс-директору «Первого театра» Юлии Чуриловой) ориентирована на аудиторию «6+» и предлагает маленьким зрителям театральную игру в жанре «хор-ор». Участникам действа предстоит не просто познакомиться с творчеством поэтов-лианозовцев ‒ Генрихом Сапгиром и Игорем Холиным, но и пройти по лабиринту, полному неожиданных испытаний. На кону ‒ спасение Принцессы, которая то ли ужасная, то ли прекрасная, однако непременно в финале должна выйти прямо к замку из леса.
Точкой отсчета для приключения послужило известное своей переменчивостью стихотворение Генриха Сапгира «Принцесса и Людоед», знакомое не только по антологиям советской поэзии для детей, но и благодаря короткометражному рисованному мультфильму режиссера Эдуарда Назарова. Композитором и исполнителем мультипликационной версии стихотворения был Александр Градский, а сама лента восемь лет пролежала под запретом, наверстав потом с лихвой свою популярность. Впрочем, для нового спектакля цензурные перипетии не имеют значения, ибо фокусируется на поэтической составляющей, а уж она пользовалась неизменным успехом у юных читателей на протяжении многих десятилетий.
Чтобы выстроить литературные миры спектакля «Принцесса и людоед», драматургу Егору Зайцеву, отлично поработавшему в прошлом сезоне вместе с режиссером Полиной Кардымон над созданием спектакля «Великан Бобов» в новосибирском молодежном театре «Глобус», пришлось вновь углубиться в поэзию XX века и вывести на сцену целую поэтическую группу ‒ на этот раз Лианозовсковскую. Название объединения возникло от железнодорожной станции Лианозово, неподалеку от которой в 1950-е годы жили основатели этого течения ‒ Евгений Кропивницкий и Игорь Холин. Сначала в своей неподцензурной поэзии лианозовцы, представители разных творческих поколений, изображали картины мрачного быта рабочих, живших в коммунальных бараках на окраинах Москвы, а затем сфокусировались на исследовании устройства разговорной речи, которую концептуально сопрягали в своем трагически-ироническом минимализме с абсурдностью окружающей действительности. Впрочем, создателей спектакля «Принцесса и Людоед» среди участников Лианозовской школы особенно интересует Генрих Сапгир и Игорь Холин. Объединенные не только спецификой своих поэтических текстов, на равных сочетающих языковую абстракцию с конкретикой языка и «сугубым натурализмом», но и многолетней дружбой. Недаром в воспоминаниях современников этот тандем воспринимается в образах неразлучных странствующих странников: Сапгир – кругленький, добродушный, как Санчо Панса, а Холин – бритая голова-тыква, длинный и тощий, как Дон Кихот. Подробно о жизни и творчестве поэтов и причинах их совместного появления в спектакле расскажет в преддверии премьеры новосибирский поэт Андрей Жданов. Его лекция «Людоеды для детей» пройдет 20 октября в книжном магазине «КапиталЪ» (ул. Красный проспект, 11).
Спектакль «Принцесса и Людоед» начнет свою жизнь на сцене «Первого театра» 29 и 30 октября. Режиссер анонсирует историю как «некий “Твин Пинкс” для детей». Название культового мистического сериала возникает как яркая демонстрационная модель для жанра страшилок, которые во всех проявлениях обожают дети ‒ от леденящих душу разговоров под одеялом с фонариком до поглощения разнокалиберного видеоконтента. «Это заложено в детской природе: пугать друг друга и рассказывать страшные истории, — поясняет замысел спектакля режиссер Полина Кардымон. — Нам показалось, что это вполне органичный жанр для детского спектакля. Удивительно, что таких спектаклей мало в театрах. Наверное, лучше смотреть специализированные страшилки для детей, чем страшные непонятные видео на YouTube».
Придумывая театральную игру в жанр «хор-ор», создатели «Принцессы и Людоеда» решили вывести на сцену не только прекрасные стихи для детей, но и непосредственно самих авторов, которым вместе со зрителями предстоит освоить весьма хитро устроенное пространство. «Разрабатывая пространственное решение, мы создавали среду инфернального цирка-лабиринта, по которому блуждают Сапгир и Холин, — рассказывает художник спектакля Анастасия Юдина. — В этом путешествии они сталкиваются со своими двойниками и персонажами своих стихов, гипертрофированными и принимающими причудливые формы. В качестве референса такого пространства я использовала красный бархатный павильон из “Твин Пикса”, ‒ и это, как мне кажется, перекликается с жанром спектакля – детский хор-ор. Своего рода Дэвид Линч для детей».
Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь».
Фото из архива Новосибирского молодежного «Первого театра»