Александр Бочарников человек редкого терпения и спокойствия. Абсолютный антистресс. В предковидный период в Новосибирской филармонии в очередной раз приняли решение сменить директора. И в тот момент министр культуры региона Ярославцева сделала для всех совершенно неожиданный ход, пригласив на эту должность нашего земляка, который работал в театре «Глобус», а затем продолжительное время служил в Московском театре сатиры заместителем директора.
Отличительной чертой Бочарникова была безупречная выдержка. От него требовали показательных движений, резкой реформы изрядно потяжелевшей организации, а он молча слушал всех, продолжая пошагово делать то, что считал реально возможным. Филармонии чрезвычайно повезло: Александр Сергеевич был назначен директором буквально накануне начавшегося локдауна. Период был тяжелым для всех, но в случае филармонии была своя неприятная специфика. За десятилетия своей работы организация хорошо наладила системную абонементную работу. Значительная часть абонементов уже была выкуплена — почти на сто процентов. Филармония, получив вперед деньги не менее чем за полсотни концертов, не могла их проводить по причине ограничений, связанных с эпидемией. Казалось бы, катастрофа, но директор с ней справился.
Внезапное назначение Бочарникова директором Театра Гоголя в 2022 году у многих не вызвало удивления: далеко не каждый человек готов был принять на себя руководство непростым театром. А он подошел к делу со всей свойственной ему «нереволюционностью», последовательностью в продвижении принятых нарративов и, главное, спокойствием, которым он обладает. Сейчас театр встал на новые рельсы и готовится к 100-летию, юбилейный сезон уже откроется 12 сентября.
О том, чем живет Театр Гоголя сегодня и что ждет коллектив в новом сезоне, мы поговорили с Александром Сергеевичем в этом интервью.
— Александр Сергеевич, ваше назначение директором Театра имени Гоголя для меня, конечно, было очень неожиданным. За несколько дней до этого события мы говорили с вами, строили некие планы, и вдруг, как снег на голову, приходит новость о вашей новой должности. Я тогда себе поставил галочку, что вас назначили в самый непростой для театра момент. Сейчас, по прошествии времени, пусть и небольшого, как вы оцениваете тот период, когда вы приняли театр?
— Само предложение было для меня неожиданным. Для себя я решил: если предлагают, значит, нужно пробовать. Да, это определенный вызов, потому что учреждение, в котором я сейчас работаю, непростое по многим причинам. И, конечно, тогда ни я, ни новый художественный руководитель театра, Антон Юрьевич Яковлев, не понимали до конца, как это будет, во что все выльется.
— Но был дискомфорт?
— Что называть дискомфортом? Для коллектива смена руководства была неожиданной. Конечно, у людей были совершенно другие планы и цели. В такой ситуации нужно выстраивать все по кирпичику, формировать новую команду. Поэтому театр пришлось начинать фактически с нуля, хотя это театр с огромной историей, в следующем году ему исполнится сто лет.
— У вас перед этим был хороший тренаж в новосибирской филармонии, которую вы приняли тоже в достаточно непростом состоянии. Это было еще и во времена эпидемии коронавируса, когда люди вложили немалые деньги в абонементы. Вам удалось это как-то уладить и остаться на плаву. Поэтому я думаю, что когда вы пришли в театр, который тогда назывался «Гоголь-центр», и оказались в ситуации, когда из репертуара ушла половина спектаклей, это была для вас в чем-то похожая ситуация?
— На самом деле, тогда мы, к сожалению, остались вообще без спектаклей большой сцены. А на Малой сцене из прошлого репертуара остался только один спектакль. Из театра ушла половина трупы по разного рода причинам. Антон Юрьевич, когда мы пришли, отсмотрел более шестисот молодых актеров, из которых взял в труппу 28 человек. Пришлось набирать и новых сотрудников. Сначала начали играть спектакли на Малой сцене, затем на основной.
— Вам хорошо спалось по ночам?
— Спалось хорошо, сплю я крепко. Но есть ответственность перед учредителями — департаментом культуры города Москвы. Какое уж тут спокойствие. Конечно, руководство департамента понимает, что наш случай не совсем обычный. Мы очень благодарны им за понимание и поддержку.
— Вы сказали, было отсмотрено шестьсот человек. То есть вам удалось так быстро сформировать основной костяк труппы?
— Да, с конца августа 2022 года начался просмотр артистов. 10 октября состоялся сбор труппы и открытие театрального сезона. К этому времени была уже сформирована новая труппа, наполовину состоящая из молодых артистов. Дальше начались репетиции двух спектаклей на Малой сцене, поскольку основная была закрыта на ремонт. Дело в том, что сама конструкция зрительного зала «Гоголь-центра» не предполагала театральных кресел. На разных спектаклях сцена и зрительный зал выстраивались по-разному, это был такой зал-трансформер. Мы же вернулись к более классическому пониманию театра в представлении публики. Пока изготавливали новые кресла и делали ремонт, основная сцена не работала. Поэтому мы начали репетировать на Малой сцене — ввод новых артистов в спектакль «Девять».
— Что это за спектакль?
— Это постановка Сергея Виноградова по фильму Михаила Ромма «Девять дней одного года», она и сейчас идет, очень хороший спектакль, на мой взгляд. Еще мы взяли на Малую сцену спектакль, который искал себе площадку, — «Мещане. Попытка прочтения» по Горькому в постановке Сергея Голомазова. После этого мы пошагово стали наращивать новый репертуар.
— А какой был первый большой спектакль?
— На основной сцене первым спектаклем стала постановка «Гроза. Искушение» по Островскому, режиссер — художественный руководитель Антон Яковлев.
— А ваш блокбастер «Портрет Дориана Грея»?
— С ним произошла очень интересная история. Он вышел на Малой сцене. Но по замыслу художника было заметно, что у него есть потенциал спектакля большой формы — на Малой сцене постановке было тесновато. На него очень хорошо раскупались билеты: он, как говорят в театральном мире, пошел. И в следующем сезоне мы приняли решение перенести его на основную сцену, где он и идет сейчас с большим успехом. «Портрет Дориана Грея» — это роман Оскара Уайльда, одно из самых читаемых произведений в мире и вызывающее у зрителя большой интерес. Наша постановка — не классическая, в ней много хореографии, есть видеопроекции…
— Сколько сегодня у вас сейчас спектаклей на Большой сцене и сколько на Малой?
— На основной сцене у нас пять спектаклей, на Малой — семь. Есть и музыкально-поэтические программы, инициированные художественным руководителем. Мы показываем их на Малой сцене с определенной периодичностью. Есть еще спектакль-“бродилка” «Дорожные истории», посвященный истории Театра Гоголя. Этот спектакль играется по всему театру, зритель перемещается из одного помещения в другое.
— Вам было, наверное, все-таки легко оттого, что часть труппы, которая была не согласна с реорганизацией театра, ушла? Оставшиеся с готовностью приняли программу?
— В основном ушло молодое поколение артистов, а среднее и старшее поколение остались. Многие играют в спектаклях уже нынешнего репертуара, кто-то больше, кто-то меньше, но играют.
— Есть незанятые актеры, не имеющие работы?
—У нас не так много спектаклей в репертуаре, поэтому такие актеры, конечно, есть.
— Не бунтуют?
— Позиция художественного руководителя состоит в том, чтобы занять всех по максимуму. Роли предлагаются всем. Если человек отказывается, это другой вопрос.
— А приглашенных звезд у вас много?
—У нас есть приглашенные артисты: в спектакле «Дядюшкин сон» по Достоевскому в постановке Александра Марина главные роли играют народные артисты России Алена Юрьевна Яковлева и Александр Львовича Семчев, которому, на мой взгляд, тоже наш театр приглянулся, несмотря на то что он штатный артист МХТ Чехова и много занят в других театральных проектах. У нас он участвует также и в «Игроках» Гоголя. Мы активно сотрудничаем с Юрием Башметом: в прошлом сезоне на основной сцене вышел спектакль «Соборяне» по роману Лескова в постановке Полины Агуреевой, где она сама сыграла одну из главных ролей. В спектакле принимает участие камерный ансамбль «Солисты Москвы» под руководством Юрия Абрамовича Башмета.
— А прежний зритель остался? Вот тот зритель, который фанател от «Гоголь-центра»?
— Мы смотрим по статистике, по базе: какие-то зрители из того времени приходят, но, конечно, публика изменилась.
— А все-таки театралы понимают, что вы хотите вернуться к прежнему театру, обновленному, но к тому самому театру, которому исполняется сто лет? Ведь «Гоголь-центр» существовал недолго, десять лет.
— По тем названиям, которые идут у нас в театре, уже заметна творческая линия, направление, которое исповедует наш художественный руководитель Антон Яковлев. В основном у нас идут произведения русской и зарубежной классики. И поэтому вектор, в котором движется театр, обозначен и понятен для нашего нового зрителя.
— «Наездов» от публики не было, что вы сейчас угробите дело, которое другие строили десятилетие?
— Подобные нападки были в самом начале, даже когда еще мы не выпустили новых спектаклей. Говорили, что пришли варвары, всё разрушили.
— Вам не было обидно?
— Будем честны, ничего мы особо не рушили. Произошла смена руководства, смена творческого понимания театра, творческих задач театра. Согласен, это переломный момент. Знаете, я горячий противник любых революционных методов. Новую команду необходимо прежде всего формировать из людей того коллектива, в котором ты сейчас служишь. Бывает, ты не сработался с человеком в силу разных обстоятельств, тогда человек уходит, но я стараюсь работать внутри учреждения с теми, кто есть. Да, бывают какие-то цели и задачи, под которые специально подбираются люди. Но надо стараться формировать команду из тех, кто есть рядом.
— Впереди новый сотый сезон. Театр отработал век. У вас сейчас в руках должно быть огромное количество инструментов для того, чтобы за этот юбилейный сезон насытить репертуар театра. Я думаю, что департамент культуры должен помочь театру финансово, чтобы к концу юбилейного сезона театр смог выйти уже на более широкий репертуар. Вы можете как-то приоткрыть занавес и рассказать о планах в новом сезоне?
— Мы открываемся 12 сентября спектаклем-концертом. 24 апреля 2025 года театру исполнится сто лет. У нас есть официальный документ, подтверждающий точную дату основания театра: 24 апреля 1925 года. И именно в этот день мы хотим сыграть юбилейный вечер на основной сцене. У театра сложная судьба. Сначала он был передвижным театром транспорта при профсоюзе железнодорожников, работал по всей стране, потом стал называться Центральным театром транспорта. И только в 1959 году стал Театром имени Гоголя. Кстати, в ушедшем сезоне мы сделали очень интересный проект к 215-летию Николая Васильевича Гоголя: совместную режиссерскую лабораторию с ГИТИСом по «Петербургским повестям». В лаборатории участвовали выпускники и студенты ГИТИСа. Нас поддержала компания МТС Live, и в результате получилось два спектакля-победителя. В конце сезона мы успели выпустить на Малой сцене «Шинель» в постановке Арины Бессергеневой, а в ноябре должны выйти «Записки сумасшедшего». В сентябре на Малой сцене будет премьера спектакля «Разбойники», это современное прочтение пьесы Шиллера в постановке молодого режиссера Марка Вдовина. Затем в конце ноября должен выйти «Старший сын» по Вампилову в постановке Кирилла Пирогова. 22 декабря, в день своего 55-летия, наш художественный руководитель Антон Яковлев представит премьеру «Преступление и наказание» Достоевского, это также основная сцена. Еще ведем переговоры с двумя режиссерами, но сейчас об этом пока рано говорить, это уже планы на вторую половину сезона. Конечно, проведем целый ряд юбилейных мероприятий: экскурсии, лекции, мастер-классы.
— В следующем году страна отмечает 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Что планируете выпустить к этой дате?
— Когда я прихожу на новое место работы, всегда размышляю о том, почему я оказался именно здесь. Ничего случайного ведь не бывает. Я уже сказал, что наш театр раньше назывался Центральным театром транспорта. В прошлом году мы выпустили ко Дню Победы творческий проект, который назвали «Поезд Победы». Сейчас мы его расширяем, дорабатываем. Это такой документальный спектакль-концерт на тему истории нашего театра. В мае 1941 года Театр транспорта отправился на гастроли по стране на специальном поезде. 21 июня 1941 года они выступили в Омске. Есть документальное подтверждение, такая фраза: «Войну мы встретили на Барабинском железнодорожном узле». Барабинск — это Новосибирская область, моя родина. У меня есть такая идея: повторить этот путь с нашим театром. Когда началась война, театр работал в Омске, они также выступали в городах Новосибирской области, и не только в театрах, играли и на полустанках. Затем был Томск, Тайга, потом Красноярский край. Так они ездили два года. Это был настоящий театр на колесах. Добрались до Монголии, вступали и в Улан-Баторе. И весной 1943 года вернулись обратно в Москву. Сейчас мы пытаемся реализовать такой важный, красивый проект к 100-летию театра и 80-летию Победы. В июне, по приглашению ОАО «РЖД», мы выступили в Северобайкальске — к 50-летию БАМа. Мы там показывали одну из своих программ: «Поэтомания. Город влюбленных людей» по песням и стихам поэтов-шестидесятников, в которую вошли замечательные, узнаваемые произведения. И сейчас мы хотим договориться с «РЖД» о реализации проекта, о котором я уже рассказал.
В грядущем сезоне, как я уже говорил, мы планируем цикл лекций на тему истории театра. Театр Гоголя до ребрендинга в «Гоголь-центр» имел богатую судьбу. Мне кажется, она незаслуженно забыта, и для театральной общественности мы хотим освежить эту память. Помимо того, что у нас есть спектакль «Дорожные истории», мы сейчас готовим аналогичную программу по истории нашего Басманного района, где расположено здание театра. В ходе этой лекции-прогулки мы будем путешествовать по району со зрителем, знакомить его и с нашим театром ближе. Это ниша нашего театра, это его история и сегодняшний день. В Москве есть программа «Московское долголетие», важный проект мэрии Москвы, с которым мы тоже будем сотрудничать. То есть у нас в планах «нишевые истории» для молодежи и для горожан старшего возраста. Планируем сотрудничество и с проектом «Театр в школе». У нас есть программа «Наш Маяковский», в которой молодежь читает Маяковского по-другому, не классически, рассказывая и свои личные истории о знакомстве с творчеством великого поэта.
— Какой бы вы хотели все-таки видеть наполненность репертуара спектаклями, концертами?
— Мне хотелось бы, чтобы в наш театр каждый день приходила публика. Каждый день. Этого не хватает. Сейчас у нас есть свободные дни. Мне хотелось бы, чтобы вечером у нас всегда был зритель в зале, чтобы в фойе было шумно и интересно. Я всегда выхожу к публике. Я считаю, что это нужно делать обязательно: надо смотреть, кто твой зритель, зачем он сюда пришел, что ему нужно. На мой взгляд, наблюдать за публикой — это прелюбопытное занятие. И, может быть, это даже помогает ориентироваться в выборе художественных произведений для постановки. Хотя сейчас интернет и предоставляет информацию по статистике о покупателях билетов, по заходам на сайт театра. Но пока ты это сам не почувствуешь, не увидишь, полной картины не будет.
— Спасибо, Александр Сергеевич, успехов и удачи! Желаем вам и театру достойно встретить 100-летие! А также желаем умных, отзывчивых, постоянных зрителей, любящих классический репертуарный театр.
Александр САВИН, специально для «Новой Сибири»
Фото: Татьяна ЖДАНОВА
Ранее в «Новой Сибири»:
Арсентий Ткаченко: Новые программы оркестра не будут фастфудом, хотя пойдут навстречу публике