НОВАТ показал в Большом театре балет «с молодым позвоночником»

0
1078

Успех на сцене балетной Мекки

В Москве на Исторической сцене Большого театра России с триумфом завершились гастроли НОВАТа. Пять аншлаговых спектаклей посмотрели более восьми тысяч зрителей. Тридцатиминутные овации, ажиотаж, звонки с просьбой провести в зал, помочь купить билет сопутствовали нашим выступлениям с первого дня гастролей. Признаюсь, запланированные три сюжета на федеральных каналах были «перевыполнены» в три раза! Отреагировали и балетные критики, опубликовав в центральной прессе рецензии на спектакли. Социальные сети и телеграм-каналы были переполнены восторженными отзывами зрителей.

Это внешняя сторона состоявшихся гастролей, но есть и внутренняя — наверное, для самого коллектива более важная.

Для любой труппы выезд на гастроли является важным стимулирующим фактором: ведь отсутствие таких поездок приводит к замыленности восприятия. Любая новая аудитория вливает в артистов новые эмоции, энергию, стремление доказать, что они заслуживают внимания к себе и способны удивить самого искушенного зрителя. Я воочию наблюдал, как с первого дня гастролей наш коллектив объединился, консолидировался и действовал как единый организм. Была яркая взаимная поддержка, артисты за кулисами аплодировали каждому точно выполненному движению своих коллег. И речь идет не только об артистах балета, но и о нашем оркестре во главе с маэстро Михаилом Татарниковым.

Такая сцена, как Историческая сцена Большого театра, — это испытание для любого, даже самого опытного артиста, музыканта, а особенно для артиста балета. Признаем, что Историческая сцена Большого театра всегда была балетной Меккой, центром силы, местом притяжения для всего классического балета, таковой эта сцена остается до сегодняшнего дня.

Заранее хочу возразить некоторым критикам и любителям балета, утверждающим, что в Большой театр, особенно в летнее время, ходят исключительно приезжие гости столицы.

Может быть, по отношению к «Лебединому озеру» в какой-то степени (подчеркиваю: в какой-то степени) это справедливо, но на показах «Собора Парижской Богоматери» я видел очень много знакомых лиц. И со многими беседовал.

Вот какую оценку дал большой знаток балета, заместитель главного редактора «Литературной газеты» Леонид Колпаков: «Какая труппа! На мой взгляд, это балет с молодым «позвоночником» — упругий и пластичный, задорный и завораживающий. Ансамблевость потрясла. Очхор!»

Высоко оценили увиденные спектакли такие известные в культурном пространстве персоны, как Марина Райкина — редактор отдела литературы и искусства «Московского комсомольца», балетные критики Павел Ященков, Валерия Шаманова. Балет «Собор Парижской Богоматери» посетила легенда балетной журналистики Валерия Иосифовна Уральская — заслуженный деятель искусств Российской Федерации, кандидат философских наук, главный редактор печатной версии журнала «Балет».

Особо хотелось бы отметить то, что посмотреть спектакль пришел посол Франции Пьер Леви. Он был в таком восторге, что попросил провести его за кулисы после окончания спектакля и поздравил труппу с большим успехом, поблагодарил за то, что мы с такой тщательностью поставили знаковый для Франции балет.

Более того, многие из тех, кто увидел «Собор», после пришли и на «Лебединое озеро». Такие редакции балетов сегодня можно увидеть лишь на сцене НОВАТа.

Впрочем, все по порядку.

Реакция публики в Сети

Конечно, получить высокую оценку от балетных критиков многого стоит, но не менее важной является оценка зрителей, выплеснувших свои восторги на страницы пабликов социальных сетей.

Поскольку ежевечерне мне довелось работать с телевизионными компаниями, а телевизионные камеры располагались по обе стороны входа в партер, сам я разместился в небольшом уголке по левую сторону от входа, где работали фотограф, врач, специалист МЧС, — на место, с которого любил смотреть спектакли Юрий Григорович. Небольшое красное кресло было очень уютно, но от предложенной подушки, на которую садился мэтр (по типу тех, что выдают в НОВАТе для детей), я отказался. Так вот, я прекрасно мог слышать отзывы публики, выходившей из зала в антракте или после спектакля. Это было дополнительное удовольствие. Я не услышал ни одного пренебрежительного отзыва, как и не увидел ни одного освободившегося места после антракта.

Поэтому ожидаемы были и зрительские восторги в социальных сетях, создававших эмоциональное послевкусие от прошедшего. Вот некоторые из отзывов:

«Шел без ожидания, но по факту одна из лучших постановок («Собор»), которую я видел», — пишет Victorburmistrov.

Evgenia_okniva: «Ольга Гришенкова — браво! Открытие этих гастролей. Это было так прекрасно!»

Irina: «Присоединяюсь к восторженным отзывам вчерашнего спектакля. Браво! Отмечаю Романа Полковникова. В его исполнении много драматизма. Кохею Фукуда отдельные трижды спасибо».

«Я счастлив, что нам в Москву привезли постановку «Собора Парижской Богоматери». Очень мне понравилась Ольга Гришенкова, Кохей Фукуда (легкий, прыгучий), Артем Пугачев (красавец). 2 августа пойдем на «Лебединое озеро»)))».

Do_be_rus: «Это было свежо, современно, нешаблонно».

Tsinnevskaya: «Прекрасный спектакль, невероятно талантливые артисты. Браво, НОВАТ!»

Ta_boikova: «Браво всем артистам! Спасибо за эмоции и невероятную энергию! Какое счастье находиться здесь и сейчас. Я в восторге!»

Irina deriabina: «Спектакль гастрольный. Смотрим одну из лучших трупп страны — НОВАТ».

А вот очень трогательная запись: «Ах, как волнительно было смотреть этот спектакль, в котором довелось участвовать, когда он шел в Большом 20 лет назад… Хотелось подтанцовывать в такт! До сих пор он смотрится стильно и современно. И чудесная Эсмеральда — Гришенкова Ольга», — Olgakishneva.

Были и большие развернутые отзывы. Вот часть одного такого от alekanderr09: «Я очень рад, что увидел этот спектакль! Наверное, это самое яркое впечатление сезона! «Кордебалетная» постановка — молодые танцоры работают с какой-то атомной энергией! Музыка Жарра — кинематографичная, «голливудская», мощная, разнообразная! «Двойной» состав оркестра, четверть ямы — только ударные! Но, честно, все четверо главных героев и кордебалет — все было хорошо. Именно ансамбль. Все очень сочеталось! Словом, я в позитивном шоке! Завидую новосибирцам: они могут это видеть часто)))».

Приглашений вновь приехать в столицу, привезти постановки в Санкт-Петербург тоже было очень много.

Спектакли могут звучать по-новому

Мне самому не случилось увидеть в Новосибирске спектакль «Собор Парижской Богоматери» с Михаилом Татарниковым за пультом. Он принял его незадолго до гастролей. Не знаю, в чем тут дело — в особенностях оркестровой ямы либо в чем-то еще (думаю, прежде всего в той длительной и скрупулезной работе с музыкантами, которую Михаил Петрович с 9:00 до 22:00 проводил в новосибирском театре), но музыку Жарра я услышал по-новому. Звук каждого ударного инструмента был отчетлив, выпукл. Вообще, два дня я буквально вкушал окончание второго акта, где хор, перемешиваясь с ударными, взвинчивал мелодию, доводя ее до абсолютного пика.

Для маэстро это была новая работа, и я призываю тех, кто еще не смотрел спектакль с Татарниковым за пультом: придите, послушайте. Спектакль звучит иначе, чем раньше. Откровенно современно, по-хулигански — как прокомментировал сам маэстро!

Ну а любимый дирижером Петр Ильич Чайковский звучал как всегда замечательно.

Люди, близкие к театру, знают, как часто артисты после спектакля жалуются, что дирижер замедлил темп или, наоборот, загнал его. В случае с маэстро я такого не услышал. Он был внимателен, выверяя перед спектаклем все его нюансы. Важно еще обратить внимание вот на что. Если ведущие исполнители танцевали один-два спектакля, то Михаил Петрович с музыкантами провел в яме все пять вечеров и еще два — в репетициях. Но в каждом спектакле чувствовалась его энергетика. Браво, маэстро!

Балетная пара, покорившая зрителей

Говоря о наших артистах, начать хотел бы с самой молодой — Виктории Данковцевой и ее партнера — Артема Пугачева.

Вот что написал в своей рецензии на их выступление для «МК» от 4 августа балетный критик Павел Ященков: «Открытием гастролей стала балерина новосибирского театра Виктория Данковцева, вышедшая в партии Одетты-Одиллии во втором составе. Кстати, она выпускница Московской академии, но Большой театр ее каким-то образом проглядел. Красивейшими удлиненными линиями тела и певучей лиричностью она напоминала юную Светлану Захарову. Прекрасным и поэтичным принцем Зигфридом стал и ее партнер Артем Пугачев, танцовщик с фактурой принца Большого или Мариинского театров. Высокий (1 метр 90 см), статный, с красивыми длинными ногами, он окончил Вагановскую академию в 2012 году, до НОВАТа был премьером Астраханского театра оперы и балета, в прошлом сезоне снялся в сериале Евгения Сангаджиева «Балет» в главной роли… А в «Лебедином озере» на гастролях в Москве прекрасно смотрелся в паре с Викторией Данковцевой».

Павел абсолютно прав. Виктория и Артем буквально влюбили в себя московского зрителя. Их проживание на сцене героев балета отметили буквально все критики и знатоки балета. А Артема, знакомого широкой публике по сериалу, ставшему героем двух первых материалов, снятых каналом «Россия-Культура» и Первым каналом, на улице встречали поклонницы и задавали один-единственный вопрос: «Это вас показывали по телевизору?»

Звезда! А что поделать? Не заметить красавца такого роста трудно. Виктория после спектакля призналась мне, что до ее выхода на сцену она, сцена, казалось ей холодной и неприветливой. Но во время спектакля оказалась доброй и теплой.

«Международная часть»

Еще одним открытием Москвы стал гражданин Японии и солист НОВАТа Кохей Фукуда. «Самурай русского балета», глубоко любящий русскую культуру, он уже стал заметным артистом для внимательных зрителей нашего театра. Он не торопясь осваивает репертуар и нарабатывает популярность.

Приятно было и то, что успешную работу Кохея в Новосибирске поддерживает Хирано Рюити, Чрезвычайный Посланник и Полномочный Министр, заместитель главы дипломатической миссии Японии в России, который за свою жизнь уже четыре раза выполнял эту миссию, отвечая за вопросы культуры. Именно он поддерживает связи Саппоро и Новосибирска, начатые еще в девяностые, когда наш театр делал несколько совместных проектов с танцевальным коллективом, возглавляемым госпожой Азавой. Именно благодаря ему уже второй год существует проект, который Кохей проводит в Японии с нашими мастерами балета, в том числе с Артемом Пугачевым и Ольгой Гришенковой.

Мы встретилась с господином Рюити. Он был очень взволнован и рад успехам Кохея, я же предложил ему начать процесс возвращения в новосибирские учебные заведения японских детей и молодежи для обучения в Новосибирском государственном хореографическом училище, специализированной музыкальной школе и Новосибирской государственной консерватории. Будем надеяться, что все понемногу нормализуется, ведь культура должна объединять, а не разъединять.

Чтобы закончить с «международной частью» моих записок, я бы хотел несколько слов написать об участии в спектакле «Лебединое озеро» 2 августа австрийской балерины Приски Цазель. Я подружился с молодой артисткой в январе этого года и сделал с ней большое «откровенное» интервью (по оценке балетного критика Валерии Шамановой в рецензии на наши гастроли, опубликованной в «Литературной газете»).

Приска, без всякого сомнения, прекрасно выученная, обладающая совершенными природными данными балерина. Технически она совершенна: все, что поставлено хореографом, она делает без всяких скидок. Все по полной сложности. У нее потрясающая работоспособность. Балет для нее — сама жизнь. Если технически она была безупречна, то, например, в белом (первом) акте мне всегда не хватало в ней лиричности и русского романтизма. Яркие, даже отрицательные персонажи у нее получались безупречно, а вот с положительными были сложности. Поэтому я совершенно не волновался за второй акт и за фуэте в его завершении, но вот за первый немного беспокоился. Какова же была моя радость, которую разделили со мной критики, когда я увидел, какого прогресса Приска добилась за сезон работы в Михайловском театре. У нее в танце появился русский романтизм, она в полной мере выразила в пластике светлые лиричные чувства. А во втором акте она, как яростная фурия, сверкая глазами, буквально взорвала зрительский зал. Каждый ее жест был ярок, лаконичен и выразителен.

Квазимодо, Фролло и Одетта-Одиллия

Безусловно, любимцами публики стали наши премьеры. Об Артеме Пугачеве я уже сказал, но для многих подлинным открытием стал Роман Полковников, представший на сцене Большого в прекрасной форме. Каждая минута его пребывания на сцене была осмыслена, продумана. Даже когда он сидел в углу сцены и затравленно смотрел за толпой, было видно, что Роман глубоко погружен в историю, внутрь своего персонажа, в образ, в эпоху. По секрету сообщу, что вышеназванный балетный критик Павел Ященков, который является поклонником Ивана Васильева, с которым я столкнулся в фойе после второго спектакля с участием Романа, не скрывал своего восторга. Более того, он признал, что Роман был чрезвычайно убедителен в своем раскрытии образа Квазимодо. А Валерия Шаманова назвала Романа «ярким актером, безупречно выученным танцовщиком и внимательный партнером».

Постоянный зрительский успех и высокую оценку критики завоевал Никита Ксенофонтов. Любое его появление взрывало аплодисментами зрительский зал, будь то партия Шута в «Лебедином озере» или яростного фанатика-священника Фролло, в партии которого Никита поразил зрителей «легким стремительным прыжком и накаленной остротой линий, что придавало дополнительной мистичности облику священника и наконец-то делало его истинно балетным» (из рецензии Валерии Шамановой).

Безусловной звездой гастролей стала Ольга Гришенкова, доказавшая, что сегодня она ведущая балерина в нашей труппе и ей подвластны любые партии: как Эсмеральда, так и Одетта-Одиллия. Немало теплых слов сказали зрители и в адрес нашего кордебалета, заслужили их похвалы и исполнители характерных танцев.

***

По оценкам знатоков, выступление новосибирского театра — самое яркое событие завершающегося театрального сезона в Москве. Все сказанное подчеркивает, что Новосибирск по-прежнему остается культурной столицей Сибири, обладающей одним из лучших музыкальных театров не только в России, но и в мире. А музыкальный академический театр — это, как известно, сублимация состояния уровня культуры в любом регионе и городе. Если есть непрерывная система подготовки специалистов — музыкантов, певцов, артистов балета, если в театре сохранились традиции, помноженные на годы успеха, быть тогда театру культурным островом, притягивающим все больше и больше адептов и поклонников. Все это в очередной раз доказали наши гастроли на Исторической сцене Большого театра.

Александр САВИН, специально для «Новой Сибири»

Фото Алексея ЦИЛЕРА

Ранее в «Новой Сибири»:

Гастроли балета НОВАТа на сцене Большого театра начались с аншлага

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.