Грядущий фестиваль покажет 18 спектаклей из трех регионов и станет самым масштабным за всю свою историю — и тематически, и по уровню.
ТЕАТР «Красный факел» встречает вековой день рождения в компании VI Межрегионального театрального фестиваля-конкурса «Ново-Сибирский транзит». Чествование юбиляра состоится в апреле, слет же лучших спектаклей Сибири, Урала и Дальнего Востока пройдет с 20 по 28 мая. В афише представлено 18 названий, среди которых заявлены интерпретации национальных эпосов, русская классика, киносценарии, фэнтези и современная драматургия.
«Ново-Сибирский транзит» родился под крылом «Красного факела» много лет назад. В статусе крупнейшего форума, объединяющего профессиональные драматические театры трех крупнейших регионов России, проводится в Новосибирске с 2010 года. В основу фестиваля положены принцип диалога и обмена опытом, укрепление творческих контактов и создание площадки для общения. «Влияние «Ново-Сибирского транзита» на театральное пространство нашего города и страны невозможно переоценить, — признается заместитель министра культуры НСО Евгений Сазонов. — В том числе благодаря фестивалю театр «Красный факел» стал не только площадкой, где создаются новые постановки, но и культурной институцией, которая выявляет и аккумулирует современные тренды в театральном искусстве. Генеральной миссией форума стала поддержка и развитие коллективов из Сибири, Урала и Дальнего Востока, а также объединение театрального сообщества от Сахалина до Москвы. Регулярно в фестивальной повестке появляются уникальные спектакли театров малых городов, постановки на национальных языках. В рамках off-программы происходит диалог, благодаря которому рождаются новые проекты и обсуждаются обменные гастроли».
Представитель министерства также отметил, что грядущий «Ново-Сибирский транзит» пройдет под эгидой нацпроекта «Культура» и станет самым масштабным фестивалем за всю свою историю — и тематически (организаторы обещают отправить участников и гостей прямо в открытый космос), и по уровню. Первое подтверждение увеличения масштабов форума уже имеется. В этом году на конкурс поступило рекордное количество заявок — 143 видеозаписи. Ко второму этапу экспертного отбора и просмотру спектаклей «вживую» добралось 49 постановок. В итоговую афишу фестиваля попали 18 участников. Причем впервые некоторые театры привозят на конкурс сразу два названия. Для устремленного к расширению географии и имен «Транзита» это новый опыт, однако коррективы оправданы высоким художественным уровнем спектаклей.
«Самый частый вопрос, который задают экспертам, это вопрос о том, какими критериями мы руководствовались при выборе спектаклей? — утверждает председатель экспертного совета VI фестиваля-конкурса «Ново-Сибирский транзит» Олег Лоевский (Екатеринбург). — Критерий один: мы берем хорошие спектакли и не берем плохие. Поэтому все спектакли, которые вы увидите в афише, хорошие. Афиша составляется на основе наших художественных воззрений и театральных впечатлений. Мы представляем разные города, у нас разный жизненный опыт, мировоззрение и вкус, но одинаково большая насмотренность — примерно 350 спектаклей ежегодно. Из заявок, которые мы рассмотрели, у каждого в голове сложился свой вариант афиши, но, в конце концов, мы смогли прийти к общему знаменателю. Впервые у нас заявлены театры, которые привозят по два спектакля. Это довольно редкая вещь, потому что мы нацелены привозить разные коллективы. Однако несомненное художественное достоинство этих спектаклей позволило нам сделать отступление».
Дважды в программе VI Межрегионального театрального фестиваля-конкурса «Ново-Сибирский транзит» будут представлены театры из Южно-Сахалинска и Омска. Сахалинский международный театральный центр им. А. Чехова покажет спектакли «Гроза» (режиссер Александр Созонов) и «Экстремалы» (режиссер — Петр Шерешевский). «Чехов-центр в последние годы развивается стремительно. Приглашает новых режиссеров и не боится рисковать, — рассказывает член экспертного совета фестиваля «Ново-Сибирский транзит», театровед Татьяна Тихоновец (Пермь). — А «Гроза» именно что рискованная постановка. Смотришь и ахаешь, как остроумно и неожиданно разворачивается текст известной пьесы». «Экстремалов» по тексту немецкоязычного драматурга Фолькера Шмидта эксперты рекомендуют как «минималистическое и социально-жесткое высказывание, в котором есть современные критические мысли об институте семьи, проблеме поколений и взаимоотношениях отцов и детей».
Омский академический театр драмы привозит в Новосибирск спектакли «Время секонд хэнд» (книгу нобелиата Светланы Алексиевич интерпретирует режиссер Дмитрий Егоров) и «Дядя Ваня» в постановке Георгия Цхвиравы. «Сколько мы уже постановок «Дяди Вани» видели — не сосчитать, — отмечает Татьяна Тихоновец. — Поэтому всегда поразительно, когда ты смотришь спектакль и открываешь в хорошо знакомом тексте новые мысли и повороты. Георгий Цхвирава очень остроумно, очень неожиданно и современно решил чеховский текст. Причем режиссер уже ставил эту пьесу. И мы, помня старый спектакль, могли сравнить то, что было тогда, с тем, что есть сейчас, и наблюдать внутренний диалог режиссера с самим собой».
Национальные театры в конкурсной афише «Ново-Сибирского транзита» представлены двумя коллективами. Бурятский академический театр драмы (Улан-Удэ) сыграет спектакль по мотивам бурятского эпоса «Аламжи» (режиссер — Артем Устинов), а Театр Олонхо (Якутск) исполнит спектакль «Три светила» по произведениям якутских классиков (режиссер — Роман Дорофеев). «Национальные театры — это важное явление на карте Сибири. Они работают по-своему, интересно и имеют серьезную миссию сохранения языка и культуры, — рассказывает председатель экспертного совета Олег Лоевский. — Слава богу, сейчас исчезает некоторая усредненность культур, когда все приравнивается к общей национальности и общему подходу. Национальные театры этому сопротивляются, и правильно делают. Мы привозим на фестиваль два уникальных спектакля, и это тоже важная краска на «Ново-Сибирском транзите»».
Займут почетное место в афише фестиваля и театры малых городов. «Меня очень интересуют театры малых городов, — признается театровед Татьяна Тихоновец. — Они не уступают многим большим столичным театрам. Развиваются. Рискуют. Я много езжу и смотрю. Иногда вижу, как прямо на глазах театр, который сидел в провинциальной дыре, вдруг меняется и начинает стремительно расти. В этом году я бы хотела отметить Городской драматический театр Шарыпово из Красноярского края — спектакль «Я нанял убийцу» по киносценарию Аки Каурисмяки (режиссер — Галина Зальцман). Очень стильно, точно и изящно сделанный спектакль. Что называется, на чистом сливочном масле».
КРАСНОЯРСКИЙ театр юного зрителя покажет в рамках VI фестиваля-конкурса «Ново-Сибирский транзит» спектакль «Хроники Нарнии. Племянник Чародея» в постановке Романа Феодори, а Красноярский драматический театр им А. С. Пушкина привезет спектакль «Мы, герои» — работа хорошо знакомого новосибирским зрителям режиссера Олега Рыбкина, добившегося, по мнению экспертов, идеального актерского ансамбля.
Курганский государственный театр драмы внесет свой вклад в афишу грядущего «Ново-Сибирского транзита» спектаклем «Похороните меня за плинтусом». «Курган не очень большой город. В нем не проводится солидных театральных фестивалей, но спектакль молодого режиссера Дмитрия Акриша — очень хорошая, серьезная, интересная и неожиданная работа, которая примет участие не только в нашем конкурсе, но и отправится на «Золотую маску» весной», — подчеркивает Татьяна Тихоновец.
Совпадение в оценках с всероссийским фестивалем «Золотая маска» — еще одна очевидная тенденция «Ново-Сибирского транзита». Эксперты признаются, что идут главным театральным конкурсом страны шаг в шаг не умысла ради. У фестивалей разные критерии, подходы и тайминг, но равное желание остановить выбор на лучшем.
Русский драматический театр им. Н. А. Бестужева (Улан-Удэ) привезет на новосибирский конкурс спектакль «Наводнение». Рассказ Евгения Замятина интерпретирует режиссер Сергей Левицкий. «В нынешней афише недостаточно ярко представлена современная драматургия, но очень много обращений к классическим текстам, которые ставятся как современные, — замечает член экспертного совета, театральный критик Анна Банасюкевич (Москва). — Режиссер Сергей Левицкий очень тонко адаптирует текст, благодаря чему зритель все время чувствует за стеной современность, время, которое стучится, надавливает и если его не заметить, раздавит все».
Займут свое место в афише майского «Транзита» театры Новокузнецка, Норильска, Свердловска и Тюмени. Норильский заполярный драматический театр представит спектакль «Папа» в режиссуре Анны Бабановой, Новокузнецкий драматический театр познакомит зрителей со «Сказками Венского леса» (режиссер — Андреас Мерц-Райков), Свердловский академический театр драмы удивит экспериментальным «Вием» (режиссер — Дмитрий Зимин), а Тюменский драматический театр — «Молодостью» по мотивам повести Ивана Тургенева «Месяц в деревне» — высказыванием «отчаянно резким и по замыслу и по воплощению».
Новосибирск на ринг «Транзита» выйдет трижды. Свои спектакли представят «Красный факел», «Глобус» и «Старый дом». За фестивальные награды поборются спектакли «Дети солнца» (режиссер — Тимофей Кулябин), «Русский роман» (режиссер — Марат Гацалов) и «Идиот» (режиссер — Андрей Прикотенко). «Новосибирск в афише фестиваля представлен тремя театрами, но в этом нет никакой дани месту, — уверен председатель экспертного совета Олег Лоевский. — Это серьезные спектакли трех серьезных режиссеров. Мы имеем дело с крупными художниками, которые спектакль за спектаклем открывают что-то новое и интересное для зрителя».
Спектакли фестиваля «Ново-Сибирский транзит» пройдут на главных театральных площадках города в последнюю декаду мая. Билеты поступят в продажу в начале весны. Крупнейший российский театральный форум не отступит от своих традиций и помимо конкурсной организует масштабную off-программу. Гостей фестиваля ждут мастер-классы, лекции, круглые столы и легендарные капустники. Специальным гостем выступит Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова (москвичи сыграют для новосибирцев «Маскарад» в постановке художественного руководителя театра Римаса Туминаса). Запланирован также приезд интендантов из Германии, Польши, Франции, Швейцарии, Японии.
Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»
Фото Виктора ДМИТРИЕВА