Новосибирская блоха стала экспонатом орловского музея

0
662

Орловский дом-музей Николая Лескова объявил о пополнении постоянной коллекции. Новым и действительно уникальным экспонатом станет блоха, подкованная микроминиатюристом Владимиром Анискиным из Новосибирска. У насекомого есть имя и литературный бэкграунд: Муся воплощает собой героиню «Сказа о тульском косом Левше и о стальной блохе», который прославил великого русского писателя.

Единственный в России Дом-музей Н.С. Лескова располагается в Орле (правда, временно поменял адрес ‒ сейчас в историческом здании идет реставрация) и славится богатейшим собранием мемориальных предметов. Посетители могут видеть вещи, одежду и мебель писателя, книги из личной библиотеки, первые публикации и прижизненные издания его произведений, портреты и фотографии Лескова, его родных и близких. В прошлом году музейщики решили дополнить коллекцию подлинных материалов необычным экспонатом ‒ подкованной в такт знаменитому сказу о «Левше» блохе ‒ и обратились к известному микроминиатюристу Владимиру Анискину.

Художник живет и работает в Новосибирске, занимается разработкой и созданием микродатчиков для аэродинамических исследований в Институте теоретической и прикладной механики Сибирского отделения РАН, а в свободное от работы время вручную под микроскопом изготавливает микроминиатюры. Микроманипуляторов Владимир не использует. Все инструменты для работы придумывает и делает сам: например, токарный и заточной станки, каждый из которых умещается на ладони. Инструменты и заготовки настолько маленькие, что все действия мастер выполняет между ударами сердца, дабы пульс не влиял на точность движений.

Всего в мире 11 мастеров микроминиатюры. На создание одной работы у художников уходит от двух до шести месяцев, а элементы некоторых изделий всего в два раза превышают размер человеческой кровяной клетки. Работы Владимира Анискина можно увидеть в Новосибирске, в музее «Русский Левша» в Санкт-Петербурге и других городах России и ближнего зарубежья, где регулярно проводятся передвижные выставки микроминиатюр.

В портфолио сибирского мастера ‒ копия российского флага, размещенная на конском волосе, советский золотой червонец размером в три миллиметра, попавший в Книгу рекордов Гиннесса как самая маленькая копия монеты в мире, караван верблюдов в игольном ушке, аэродром с самолетами и вертолетами на срезе макового зернышка, басня Крылова на рисовом зерне и многие другие оригинальные экспонаты. Была среди них и блоха, которую Владимир Анискин впервые подковал в 2012 году, несколько лет спустя после начала занятий микроминиатюрой.

Впрочем, своей первой блохой мастер не совсем доволен: у дебютантки платиновые подковы сливались по цвету со стальными шляпками гвоздей. Приступив к разработке заказа орловского литературного музея в марте этого года, Владимир Анискин решил достичь визуального совершенства и использовал контрастные материалы ‒ белую краску и гвоздики с позолоченными шляпками.

Работу над второй блохой микроминиатюрист завершил в конце мая, о чем и сообщил в своих социальных сетях: «В прошлом году ко мне обратился Дом-музей Н.С. Лескова из Орла. Они хотели бы видеть в экспозиции подкованную блоху. И спрашивали, не мог бы я ее сделать. Подковать-то блоху я могу, но, понимая вопрос, я взял паузу на подумать. Подумал и согласился. Лесков для меня великий писатель, я очень люблю его творчество. Но быстро сделать я не обещал и не смог бы. Только весной выкроил время для блохи. Некоторые деньги взял только за оформление работы. Встречайте ‒ подкованная блоха, которая будет жить в Доме-музее Н.С. Лескова».

Будущую жительницу Орла зовут Муся. В руки художника она попала благодаря соседскому коту Кузе. Владимир Анискин снял с животного несколько насекомых, дал им имена и постепенно вводит в мир микроискусства: кто-то с легкой руки мастера обрел подковы, кто-то — позолоту. Переезжающая на родину Лескова блоха возлегает на камне и в буквальном смысле блистает. Кажется, будто тело Муси покрыто каким-то специальным составом. Но на самом деле такой эффект создается благодаря хитиновому покрову насекомого.

Размер экспоната примерно 2-2,4 мм, при этом ширина подков составляет 50 микрометров. Таким габаритам подивился бы даже тульский Левша. Как признается новосибирский мастер, «если на подковку (вдоль лапки) положить человеческий волос, то он перекроет подковку ‒ мы ее не увидим».

Передать работу в Дом-музей Лескова художник планирует лично в июне этого года, а орловчане в свою очередь надеются, что мемориальный комплекс, звездой которого вот-вот станет сибирячка Муся, наконец-то отреставрируют, и хранители вместе с экспонатами вернутся в родные стены.

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото из архива Владимира АНИСКИНА

 

 

 

 

 

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.